Сергей Филиппенков: «Я слишком давно выступал в ЦСКА, и уже оторвался от коллектива»

Разговор бывшего игрока армейского клуба Сергея Филиппенкова с Sovsport.ru, который произошел в июле 2012-го года. 15 октября экс-тренера пензенского «Зенита» не стало, он умер прямо на футбольном поле.

Источник: Советский спорт

Бывший полузащитник ЦСКА и экс-тренер смоленского «Днепра» Сергей Филиппенков рассказал о своем опыте работы с командой второй лиги, трудностях перехода на систему «осень-весна», годах проведенных в армейском клубе и единственном матче, который он провел за сборную России.

БУЛАТОВ НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ, ПОЭТОМУ ЕГО НЕ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ В «ДНЕПРЕ»

— Почему вас и Виктора Булатова уволили из «Днепра»?
— На сто процентов, это было сделано не по спортивному принципу. Решение было принято только из-за личной неприязни. Неприязни одного человека к Виктору Булатову. Его просто не хотели видеть на посту главного тренера. К тому же Булатов мешал другим людям.

—  Кому же?
— Виктор – порядочный и честный человек, который на совесть выполнял свою работу. Он работал, как настоящий профессионал, а это могло не понравиться людям, которые стояли за новым руководством. Те не хотели видеть Булатова в команде.

— Непонятно, ведь при Булатове «Днепр» давал результат. «Днепр» называли самой играющей командой зоны Запад.  Чем же он их не устраивал?
— Возможно, его хотели снять для того, чтобы подобраться к бюджету клуба. Хотели за счет этих денег решать личные проблемы. При Булатове такое было просто невозможно. Подковерными играми не занимался ни он, ни я. Нас интересовали только спортивные вопросы.

— Булатов говорил, что Лев Платонов стал главной причиной его ухода из «Днепра»…
— Да, Платонов Виктора сразу невзлюбил. Не знаю, с чем это может быть связано. Может Булатов внешне не понравился Платонову, а может Платонову не понравилось то, что команда под руководством Виктора стала давать результат. Лев Васильевич считает себя главным футбольным специалистом в Смоленске. Возможно, он побоялся, что Булатов затмит его славу. Впрочем, скорее всего, речь идет о личной неприязни.

Наши реалии таковы — агенты участвуют в подпольных интригах, зарабатывают на футболистах деньги, стараются продвинуть своих игроков, даже если у тех нулевая квалификация. Мы с Булатовым не принимали в этом участия и брали только тех футболистов, которые реально могли бы принести пользу команде.

УШЕЛ БЫ ИЗ «ДНЕПРА» САМ, ЕСЛИ БЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ОСТАТЬСЯ

— Вас удивило то, что вас не оставили в тренерском штабе, хотя в свое время играли под руководством Платонова?
— Не знаю, какие обиды лично на меня Лев Васильевич затаил. Наверно, ему не понравилось то, что я всегда поддерживал Булатова. Других конфликтов у нас не было.

— Вы бы остались в команде, если бы была такая возможность?
— Знаете, вместе с Платоновым пришли новые люди. Мне они не нравятся, и с ними я работать не хочу. Думаю, даже если бы мне и предложили остаться в клубе, я бы сам написал заявление об уходе.

— Булатов сказал, что по ходу последнего полугода в клубе, вам то и дело вставляли палки в колеса…
— Да, есть один человек в руководстве команды, от которого помощь исходила только тогда, когда он абсолютно ничего не делал. Если он что-то совершал, все шло нам на вред. Определенные вопросы он отказывался решать, в других моментах давал обещания, которые не выполнял. Не хочу называть его имени.

— Он пришел вместе с Платоновым?
— Нет, он давно работает в команде. Занимается клубной политикой и агентской деятельностью, но помощи от него никогда не исходило.

— Не пробовали этот вопрос прояснить с президентом клуба Алексеем Гуренковым?
— Ничего не хочу сказать про него плохого. Возможно, он даже сделал для команды больше, чем предыдущие президенты. Впервые за десятки лет для клуба был приобретен автобус. Это личная заслуга Гуренкова. Но остальную деятельность клуба он полностью доверил Платонову.

СТОЯЛА ЗАДАЧА – ВОСЬМОЕ МЕСТО, ЗАНЯЛИ — ЧЕТВЕРТОЕ

— За те три года, что Булатов провел в «Днепре», дал ли он повод усомниться в своей квалификации?
— В первый год, когда он пришел в команду, Виктор оказался в очень сложной ситуации. Он пришел в клуб без собственного помощника, он не знал состояния дел внутри команды, а у клуба не было толковой инфраструктуры. К тому же он только делал первые шаги на тренерском поприще, поэтому ему было крайне сложно. Тогда проблемы были, но Булатов вышел из этой ситуации. Мне кажется, он показал себя очень грамотным тренером. Уверен у него большое будущее.

— А какие задачи ставились перед «Днепром» на последний сезон? Были ли они выполнены?
— Нам нужно было занять восьмое место. Такая цель была поставлена прежним руководством. Затем, зимой, в команду пришли новые люди, которые сказали, что мы должны занять третье место.

Они не выделили нам новых средств, ни приобрели новых игроков, ничем не помогли. Даже сборы мы проводили в Анапе, а это самое дешевое место для подготовки к сезону. И вот в таких условиях, нам попросту усложнили задачу, не оказав никакой помощи. Мы заняли четвертое место, и как я считаю, со своей задачей справились.

— Переход на систему «осень-весна» внес дополнительные трудности?
— Да, перед зимой мы не знали ни размер бюджета на следующий год, ни других важных моментов. Думаю, что не только наш клуб оказался в такой ситуации. Тут Платонов объявил, что мы должны занять третье место, а в следующем сезоне будет бороться за выход ФНЛ. Тогда речь о наших отставках еще не велась. Более того, нас попросили определиться с составом, который способен решать поставленную задачу на следующий сезон. Причем все это было сказано в ура-патриотическом тоне, но через два месяца после ухода Булатова Платонов неожиданно объявляет, что бороться за первое место глупо и бессмысленно.

— А разве два месяца была другая ситуация в команде?
— Нет, в клубе ничего не изменилось. Это все было сделано для того, чтобы убрать Булатова и Геннадия Миневича, который всегда помогал Виктору.

— Как уроженцу Смоленска, вам не обидно от такого отношения?
— Да, обидно немного, но я был к этому готов. Еще когда я обучался в ВШТ, нам сказали, что если владелец команды захочет вас уволить, он это сделает, даже если вы достигните все поставленные цели.

ГИНЕР СВОИ ОБЕЩАНИЯ ВЫПОЛНЯЕТ

— Виктор Булатов сейчас работает в «Химках» помощником у Александра Тарханова, а у вас были предложения по новой работе?
— У меня были предложения этой зимой. Сейчас – тишина. Да, и честно признаться, я еще не отошел от произошедшего, поэтому пока намерен отдохнуть. Какие-то мысли о будущем у меня уже появились, но по всей вероятности в Смоленске мне оставаться бессмысленно.

— В ЦСКА вернуться не предлагали?
— Нет. Я слишком давно там выступал, и уже оторвался от коллектива. Хотя когда уходил из клуба у меня был разговор с Евгением Ленноровичем Гинером. Он сказал, что когда я завершу карьеру, меня ждут на работе в клубной школе. Ему хотелось, чтобы там работали профессионалы, люди, выступавшие за ЦСКА, которые могли бы привить философию клуба детям с раннего возраста. Такой вариант был возможен.

— Почему же туда не пошли?
— Мне хотелось поработать на более высоком уровне, быть тренером в клубе, поэтому завершив карьеру, и окончив ВШТ, стал помощником Виктора Булатова в «Днепре». С детьми тоже интересно работать, но для меня приоритетом была и остается работа в клубе.

Но Гинер свои обещания выполняет. В школе и дубле ЦСКА работают бывшие футболисты клуба: Валерий Минько, Евгений Варламов, Александр Гришин, Олег Корнаухов, Игорь Аксенов, Денис Первушин и Максим Боков. Дмитрий Хомуха перешел из армейской школы на работу со сборной России 1996 года рождения.

— Сохранилась ли связь с бывшими партнерами?
— Со всеми ребятами общаемся. У нас был хороший коллектив, поэтому дружим по сей день.

— Это с нашей наводки ЦСКА заинтересовался форвардом «Днепра» Михаилом Петрусевым, 94-го года рождения?
— Нет. Там собственная сильная селекционная служба. Скауты ЦСКА сами отслеживали его. Просили, по возможности, предоставлять ему игровую практику. У ЦСКА было большое желание видеть этого футболиста в своем составе. Но вдруг вмешались люди из руководства и агенты. В итоге он оказался в «Локомотиве», которому, по сути, не был нужен. Мы советовали парню принять предложение ЦСКА, но Михаил решил пойти в «Локомотив». Все так и произошло, «железнодорожникам» вскоре от него отказались, поэтому недавно вернулся «Днепр». Это для него явный шаг назад.

ФЕРНАНДЕС – ХОРОШЕЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ДЛЯ ЦСКА
 
— Когда последний раз были на матче армейцев?
— Вот совсем недавно. Был на игре первого тура с «Ростовом» (1:0). Наблюдал за матчем с трибуны, как болельщик. Мне нравится смотреть за игрой со стадиона. Видно все поле, можно понять различные тактические нюансы, которые скрыты при показе матча по телевизору.

— Кто из армейцев впечатлил?
— Большое удовольствие доставила игра Марио Фернандеса. Думаю, что благодаря бразильцу правый фланг ЦСКА может стать сильнейшим в чемпионате России. Он подключался к атаке очень грамотно и своевременно. В единоборствах Фернандес практически не уступал. Под прессингом он не совершал ошибок. В общем, хорошее приобретение для ЦСКА.

Хотя не очень радует, что он занял место Кирилла Набабкина, который мне тоже очень нравится. Возможно, россиянину следует подыскать другую позицию на поле. Но это дело тренера.

СЕРЕБРЯНЫЕ МЕДАЛИ 1998 ГОДА – САМОЕ ПАМЯТНОЕ СОБЫТИЕ

— Лучшие сезоны в вашей карьере – это годы в ЦСКА?
— Я провел хорошие годы в разных командах. Просто уровень там был другой. Пик моей карьеры пришелся на ЦСКА, так что, наверно, именно здесь я провел свои лучшие годы.

Самое памятное событие – это серебряные медали 1998 года. К концу первого круга мы шли на 14-м месте. Во втором круге одержали 14 побед, из них 12 подряд. Это, конечно, было незабываемо.

Тогда в команду пришел Олег Долматов. Мы стали использовать новую тактическую схему без последнего защитника. Одними из первых перешли на игру в линию в обороне и без крайних полузащитников.

— Особняком, наверно, стоит и победа над «Спартаком»?
— Да, это было ярчайшее событие. Мы победили со счетом 4:1. В следующем году было третье место, а еще через год памятный финал Кубка страны с «Локомотивом» (1:3). Был еще и вызов в сборную России, в котором мы сыграли в Бразилии против сборной этой страны. Тьма впечатлений.

ДО БРАЗИЛИИ ДОБИРАЛИСЬ 27 ЧАСОВ

 
— Говорят, что футболистам пришлось жить в Бразилии чуть ли не за свой счет, а еще был очень интересный рейс обратно в Москву…
— И туда был рейс интересный. Чемпионат завершался 30 октября. Матч на Кубок прошел 10 ноября, а игра с бразильцами была запланирована на 18 число. Мы дня четыре поддерживали форму в Москве на базе в Новогорске, бегали по колено в снегу, потому что поле никто не чистил. Был жуткий мороз. Форму нам выдали странную, явно не того размера. Например, у Александра Панова куртка была до колен.

— Небось, было похоже на юбку или сарафан?
— Да, он же невысокий, это выглядело забавно. Так что организация процесса подготовки к матчу была неважной. Спартаковцы тогда выступали в Лиге чемпионов, поэтому не могли поехать на игру сборной. У Олега Терехина была запланирована операция, у Руслана Нигматуллина были какие-то проблемы. В результате в национальной команде оказалось много дебютантов.

— Как же проходил сам рейс?
— Сначала мы долетели до Франкфурта. Сделали пересадку в Рио. Оттуда направились в Сан-Пауло. И уже из этого города прибыли в Форталезу. Мы подчитали, что на все перелеты нам потребовалось примерно 27 часов.

— И как вас встретила Бразилия?
— Буквально сутки назад мы тренировали в снегу, а здесь уже был песок и сумасшедшая жара. Плюс, смена часовых поясов. Меня удивил газон на местном стадионе. Очень необычная трава, не искусственная, и не натуральная. Проверил ее на ощупь, чтобы понять мягкая ли земля, но такое чувство там вообще земли не было, как будто трава растет на подушке или перине. Было трудно определиться с бутсами.

— Прямо никаких шансов сыграть хорошо.
— Шансов и не было. Ведь и состав и совсем новый, а за те дни, что мы тренировались на заснеженном поле, невозможно было наиграть взаимодействие. Мы проиграли 1:5, и это была еще огромная удача.

КАФУ ПОСЛЕ МАТЧА ПОСТАВИЛИ КАПЕЛЬНИЦУ

— Каким было возвращение?
— Обратного прямого рейса в Рио не было. Мы сначала направились в Сан-Пауло, а затем в Рио. Причем с нами были и бразильские игроки. У них сезон был в разгаре, и что меня поразило, прямо в самолете им доктора ставили капельницы, чтобы у них быстрее проходил процесс восстановления.

В те времена мы даже не имели представления, что восстановительные процедуры могут начинаться сразу после игры. Казалось, они ведь нас обыграли, не затратив лишних усилий, но сразу начали подготовку к следующим играм. Профессионалы, одним словом.

— Кому помогали врачи?
— Одним из них был Кафу. Других футболистов я не запомнил.

— Добравшись до Рио, скоро вернулись в Москву?
— У нас уже начался отпуск, и три дня мы там отдыхали, купались и играли в футбол, а вылетали опять с пересадкой во Франкфурте.

АРШАВИН БОРОЛСЯ НА ЕВРО ДО ПОСЛЕДНЕЙ МИНУТЫ

— У нынешней сборной России совершенно другие условия. Но едва ли они на Евро сыграли лучше, чем вы в Бразилии.
— Я не согласен с теми людьми, которые огульно накинулись на футболистов, стали говорить, что они играют только ради денег, что они не патриоты. Все это ерунда. У меня нет претензий к игрокам. Невыход из группы – это случайность. После матчей с Италией (3:0) и Чехией (4:1) я испытывал гордость за команду.

— Но ведь наша команда играла в самой слабой группе.
— Невыход — это лишь стечение обстоятельств. Шансы на выход были пятьдесят процентов. Забили бы один гол Греции, и все бы на руках носили и сборную и Дика Адвоката.

— К голландцу есть претензии?
— Мне не понравилось его поведение после Евро. Если в РФС считают, что у нас нет своих специалистов, хорошо, пусть приглашают иностранцев, не вопрос. Но это никуда не годится, когда Адвокат и Хиддинк бывали в России лишь наездами. За те деньги, что они получали, голландцы были обязаны делиться своим опытом с нашими тренерами, проводить семинары, а не только работать непосредственно со сборной. Ведь в итоге получается, что после себя они чего не оставили, а деньги на них были потрачены.

— Как оцените игру капитана – Андрея Аршавина?
— Знаете, его игра мне понравилась. Андрей старался, двигался на поле. Когда мы проигрывали в последнем матче с Грецией, он взял на себя лидерство и старался обострять игру, когда многие другие футболисты уже опустили руки. Да, у него не все получалось, но ведь он демонстрировал желание бороться до последней минуты матча.

ничего не найдено

ничего не найдено

ничего не найдено


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

*