Леди в рваных джинсах
Сможет ли Елена Радионова пройти через период взросления, сохранить технику, завоевать медали и исполнить желание стать настоящей леди?
Елену Радионову часто сравнивают с Юлией Липницкой, а иногда и с Аделиной Сотниковой. Так уж вышло, что Сочи-2014 подарил нам сразу двух чемпионок, одна из которых стала народной героиней. А ещё дал возможность сопоставлять по высшим – олимпийским — меркам всех юных талантливых фигуристок, которые появятся позднее. В день рождения новой российской надежды рассуждаем о том, сможет ли Радионова затмить своих предшественниц на небосклоне спортивного Олимпа.
Вместе и навсегда
Впрочем, люди, разбирающиеся в фигурном катании, непременно уточнят, что из общего у Сотниковой и Радионовой – только принадлежность к ЦСКА да исполнительница песни в произвольных программах сезона. У Елены не было и нет того статуса всероссийской надежды, который получила Аделина ещё со времён своей первой победы на взрослом чемпионате России. В отличие от своей старшей коллеги, Радионова росла уже не на полном безрыбье в отечественном женском одиночном катании, а скорее наоборот. Этот факт уже не играл в её пользу в плане пиара, но и не давил психологически, когда результат на каждом турнире препарировался под девизом «отражает ли занятое место чемпионский потенциал?».
Тем не менее в тесном мире фигурного катания знали о новом бриллианте, появившемся у тренера Инны Гончаренко. Она не обладала тем весом, когда можно было одним звонком решить все проблемы со льдом, а нахождение в «углу слез и поцелуев» рядом со спортсменом приносит ему пару дополнительных баллов в компонентах. Скорее всего, поэтому вопрос о том, расстанутся ли Радионова и Гончаренко, перейдёт ли фигуристка на обильные хлеба, частенько поднимался в кулуарах. Окончательно он решился прошедшей осенью. Когда Инна Германовна попала в больницу, а её ученица каталась на турнирах за себя и своего наставника. Радионова затем сказала трогательные слова, пожелав тренеру выздоровления. А Гончаренко ответила: «На следующем турнире я обязательно буду рядом. Доползу, на инвалидном кресле доеду, у бортика лягу». И теперь уже всем стало ясно: эти двое пройдут спортивный путь вместе до самого конца.
«Пошла работать!»
Гораздо больше совпадений у Радионовой с «девочкой в красном пальто», поразившей всю страну два года назад. Обе они рвали всех на части по юниорам, обе хорошим пинком открыли для себя двери в мир взрослого катания, оставаясь при этом ещё детьми. Главную роль в победах каждой сыграла железобетонная уверенность в своих силах и не пройденный переходный возраст. Самое интересное, что одно следовало из другого. Вот только любимицей всей страны Елена пока не стала, и её имя в список слов, обязательно включаемых в заголовок для обеспечения большего числа читателей, пока ещё не вошло. Да и не войдёт, пожалуй: ведь в её жизни точно не случится безумия под названием «домашняя Олимпиада», когда даже развлекательные каналы начинают день со спортивных новостей и ими же заканчивают.
На этом сказка завершается, а начинается суровая реальность. Не знаю уж, на сколько процентов правдивы постоянные разговоры о том, что Липницкой искусственно сдерживали пубертатный период с целью успеть до Сочи. Но затем проблемы созревания накрыли спортсменку, как цунами, из которого выбраться не даёт ни пропуск стартов, ни смена тренера. У Елены Радионовой этот период сейчас в самом разгаре. Не нужны ни лупа, ни микроскоп, чтобы понять, как ей тяжело справляться с собственным телом, не привыкшим к новым для него ощущениям. Но кого это волнует, когда есть только музыка, набор и голос любимого тренера, как обычно, повторяющего: «Давай, пошла работать». И она выходит и работает, оставляя разговоры о высоком искусстве до лучших времен. Одна моя знакомая поклонница фигурного катания, умеющая облекать трудные вопросы в краткую и ёмкую форму, сказала: «Не так страшен пубертат, как его малюют. Нужно только не есть булки и не есть саму себя». Лучше объяснить то, что происходит с Еленой и почему она не стала проигрывать, наверное, наверное, нельзя.
Своего «Шиндлера» пока нет
Чего у Радионовой пока нет, так это штучных, индивидуальных программ. И прошлогодняя Дженнифер Лопес, и нынешние Лара Фабиан с «Титаником» — это всё, скажем так, музыка из плейлиста. Развесёлая дискотека и страдания о любви не бьют в самое сердце, как это было со «Списком Шиндлера» у Липницкой. Открывая для себя новую мелодию, Юлия фактически закрыла её для всех остальных – теперь каждый прокат под музыку Уильямса воспринимается чем-то вторичным и несвоевременным. Радионова же обладает таким могучим даром артистизма, что способна скатать, как выражаются в фигурном катании, телефонную книгу. Собственно говоря, она сейчас её и катает. Далеко не всегда Олимпиады выигрываются шедеврами – достаточно вспомнить проходные программы Тары Липински в Нагано или пары Шень/Чжао в Ванкувере. Но если Елена хочет, чтобы её не только уважали за победы, но и восхищались всеми гранями таланта, нужны постановки, берущие за душу и отражающие её особенность. А она, безусловно, этого хочет.
«Хочу стать настоящей леди», — гласил заголовок одного из интервью спортсменки в ушедшем году. Заголовок чудесно подходил к выбранной фотографии, на которой Елена красуется в рваных джинсах. В ней сейчас всё так же перемешано, как и на той обложке. «Я – разный, и натруженный, и праздный», — первые строки знаменитого стихотворения Евтушенко отлично описывают нынешнее состояние Радионовой. Гремучий коктейль из классных прыжков, взрослеющего тела, преданности наставнику, сильного характера, подросткового плеера и ещё чёрт знает, чего. Даст ли это всё в Пхёнчхане-2018 фигуристку невиданной мощи с программами, заставляющими восторгаться даже фанатов соперниц? Или мы с грустью будем вспоминать о чемпионских задатках, которые не были полностью реализованы? В эти новогодние дни лучше всего закончить последними словами самого новогоднего нашего фильма. Поживём – увидим.