Тошич вспомнил золотой матч
В римейке золотого матча-2014 автор тогдашнего победного гола Зоран Тошич забил и заработал пенальти. ЦСКА продолжил погоню за «Краснодаром» и Лигой чемпионов.
ЛОКОМОТИВ М – ЦСКА – 1:3 (1:1)
Голы: ДЗАГОЕВ (Мариу Фернандес), 35 – 0:1. НЬЯСС, 38 – 1:1. ТОШИЧ, 56 – 1:2. НАТХО (с пенальти), 68 – 1:3.
«Локомотив» (Москва): 1. Гильерме (к), 15. Логашов, 5. Пейчинович, 14. Чорлука, 55. Янбаев, 19. Самедов, 23. Тарасов (25. Шкулетич, 81), 17. Михалик, 4. Фернандеш (59. Ал.Миранчук, 46), 7. Майкон (3. Касаев, 63), 21. Ньясс.
Запасные: 41. Лобанцев, 16. Лантратов, 49. Шишкин, 60. Ант.Миранчук, 36. Баринов, 11. Буссуфа, 9. Павлюченко.
Главный тренер – Миодраг БОЖОВИЧ.
ЦСКА: 35. Акинфеев (к), 2. Мариу Фернандес, 24. В.Березуцкий, 4. Игнашевич, 14. Набабкин, 18. Муса, 7. Тошич (97. Страндберг, 81), 66. Натхо, 10. Дзагоев (6. А.Березуцкий, 77), 25. Еременко (8. Панченко, 90+2), 23. Миланов.
Запасные: 1. Чепчугов, 42. Щенников, 91. Чернов, 15. Ефремов, 60. Головин.
Главный тренер – Леонид СЛУЦКИЙ.
Предупреждения: Янбаев, 68 (грубая игра). – Игнашевич, 45 (грубая игра). Тошич, 45+1 (грубая игра). Мариу Фернандес, 65 (грубая игра).
Судьи: КАРАСЕВ. Аверьянов, Калугин (все – Москва).
10 мая. Москва. Стадион Локомотив. 20 градусов.
Игорь РАБИНЕР
из Черкизова
Молодой человек и девушка – оба в очках – поднимались по коротенькому эскалатору на «Черкизовской». На шее первого был повязан красно-зеленый шарф, второй – красно-синий. Они мирно болтали о чем-то своем, их лица были абсолютно расслаблены – в общем, парочка, которая, по-моему, только гордилась разноцветьем своих любимых клубов, направлялась явно не на матч жизни и смерти. Что и в степени заполненности черкизовских трибун ощутимо выразится – она даже до 15 тысяч недотянет. Для дерби без участия «Торпедо» – слезы.
Да, без пяти дней год назад, 15 мая 2014 года, все было совсем по-другому. На «Арене Химки» те же команды встречались при совсем другом антураже – золотого матча. И ЦСКА, выиграв его с помощью прекрасного гола Тошича и предшествовавшего ему дикого обреза надежнейшего обычно Чорлуки, завоевал, пожалуй, самое фантастическое за много последних лет чемпионство. Изумления от которого не скрывали и сами армейцы. А «Локомотив», за два последних тура упустив и золото, и Лигу чемпионов, умирал от разочарования. Понимая, что ждать следующего такого шанса можно годы и годы.
Много же воды утекло. Глядишь на состав ЦСКА и вспоминаешь – а ведь был там такой футболист Цубер. О том, что было еще два игрока, – Эльм и Думбья – помнят все: ведь их красно-синим не хватает, и в какой-то мере именно потери шведа и ивуарийца стоили команде Леонида Слуцкого золота. Которое она имела все шансы потерять именно в этом, 27-м туре – причем даже не только в случае собственного невыигрыша у «Локо», а просто если «Зенит» победит дома «Ростов».
Муса в золотом матче выходил на замену на 79-й минуте – нынче Слуцкий даже помыслить не может о такой роскоши. А на эту игру ЦСКА понес еще одну существенную потерю – дисквалифицирован был незаменимый опорник Вернблум. На его позицию привычно уже оттянулся Дзагоев, а освободившуюся вакансию занял автор прошлогоднего золотого гола Тошич. Пусть и потерял серб статус основного игрока, но как по аналогии с прошлым годом на такую игру человека не выпустить?
«Локомотиву» по сравнению с прошлым сезоном тоже стоит горестно вздыхать, вспоминая чудо-фамилии – Диарра, Ндой. Никому не стало лучше от того, что Диарра вступил с «Локо» в судебный бой: клуб так и не нашел замену французскому мастеру в центре поля, а сам Ласс и сезон потерял, и суд проиграл. И, к вящей радости Ольги Смородской, вынужден будет выплатить железнодорожникам кругленькую сумму – 12 миллионов евро.
По-прежнему дисквалифицированы Дюрица и Шешуков, зато вернулся в строй второй (точнее, первый) центральный защитник – Чорлука. А на острие в очередной раз вышел Ньясс, в предыдущих матчах ничем не доказавший обоснованности своего появления в стартовом составе. Такова реальность: от Ндоя до Ньясса – дистанция гигантского размера. Полностью выразившаяся в местоположении «Локо» в таблице.
Чемпионат для команды Миодрага Божовича, по сути, закончен, а оставшиеся игры превратились для нее, как выразился бы Валерий Лобановский, в «тренировки с повышенной ответственностью» перед финалом Кубка России против «Кубани», вообще откровенно и цинично бросившей играть в первенстве. Право, жаль, что нельзя отменить финал Кубка ввиду наплевательского отношения обеих команд к своим профессиональным обязанностям. В одном случае это выражается в чудовищном соотношении «цена – качество» на футбольном поле, в другом – в демонстративном попрании спортивных принципов. К моменту начала игры «Локо» – ЦСКА хозяева и «Кубань» на двоих после зимнего перерыва в 17 турах набрали убогие 14 очков.
***
Матч начался нетривиально – с выхода в центр поля народного артиста России Валерия Баринова и не просто его поздравления с 70-летием Победы, а прочитанного им трогательного стихотворения и минуты молчания. Настрой у обеих команд такое поздравление должно было создать роскошный. Болельщики и одних, и других, кстати, также не оставили юбилей без «баннерного» внимания.
И ЦСКА создал прекрасный шанс уже на второй минуте. Набабкин слева с нехарактерным для себя изяществом накрутил Логашова, прострелил, Майкон неудачно вынес мяч к линии штрафной. Еременко, явно разозленный обрушившейся на него в последнее время критикой за неудачную игру в матчах против сильных соперников (интеллигентной – со стороны Слуцкого и жесткой – СМИ), зарядил по воротам с дикой силищей. Попади мяч в створ – стопроцентно быть голу: у Гильерме не было ни единого шанса. Но мяч просвистел мимо. Совсем на чуть-чуть.
Бодрость начала создала иллюзию живости начавшейся игры, которая, однако, быстро развеялась. Достаточно сказать, что первый удар в створ обеих команд случился на 35-й минуте, зато… Но не будем забегать вперед. Перед тем ЦСКА постоянно сваливался в центр, где Еременко и К° поджидала целая красно-зеленая толпа, а от «Локо» ждать особого креатива не приходилось в принципе. В который уже раз приходится удивляться, где же, например, прежний Самедов.
К защитным линиям двух команд претензий было гораздо меньше: если кто-то и плошал (вроде Мариу Фернандеса, между ногами которого на 19-й минуте пробросил мяч Янбаев), то его тут же страховали. В том же эпизоде пару мгновений спустя Березуцкий накрыл прострел Фернандеша. Так же не смог выскочить один на один с Акинфеевым Ньясс, уже было продравшийся к штрафной корявым, но настойчивым дриблингом а-ля Думбья. Коллективными усилиями сенегальца все-таки остановили. Вообще, движение с обеих сторон было довольно неплохим, но голос разума звучал крайне приглушенно.
ЦСКА потребовалось вновь, как и на второй минуте, включить фланги, чтобы наконец что-то получилось. Правда, теперь не слева, а справа. Мариу Фернандес ушел от Янбаева и сделал от лицевой линии очень толковую скидку назад. Тарасов прозевал своего визави Дзагоева, и тот метров с 23-х бил на силу вообще без сопротивления. А удар у Алана поставлен дай боже. Пробил хавбек под самую штангу.
Голевым оказался и второй удар в створ в матче – три минуты спустя! А привело к нему явно успокоение ЦСКА после гола. Обернувшееся самоуспокоением. Игнашевич отдал чудовищный поперечный пас, предназначавшийся Березуцкому, но доставшийся Ньяссу, который эту передачу прочитал и стартовал мгновением раньше. Перехват, пару шагов, зрячий удар, не сближаясь с Березуцким, гол. Акинфеев, понимая, что расстояние слишком близко, решил попытаться угадать направление удара – и не угадал. Но его вины в этом голе – ни на копейку. Вся целиком – на Игнашевиче, буквально подарившем «Локо» гол. Есть большие сомнения, что команда Божовича, цедящая весной гола в час по чайной ложке, смогла бы отыграться своими усилиями. Впрочем, гол – он и есть гол, и свалившимся на него моментом Ньясс воспользовался сполна.
Разнервничавшись, армейцы на последних минутах тайма получили две желтые карточки – тот же Игнашевич и Тошич, который предсказуемо не был собой образца золотого матча. Удивительный, в общем, получился тайм – никакого особенно содержательного футбола, всего два удара в створ. Зато – два гола.
***
Для того, чтобы содержания стало больше, Божович в перерыве заменил Фернандеша на того, кого, собственно, португалец из стартового состава по сравнению со встречей в Перми и вытеснил, – Алексея Миранчука. И молодой талант, протащив мяч метров 20, уже через пару минут едва не вывел один на один Майкона. И вообще, мяч стал держаться у «Локомотива» получше, чем до перерыва, когда преимущество ЦСКА в этом компоненте было, конечно, не барселонским, но очень весомым – 67 на 32 процента.
При довольно равной игре на старте второго тайма Тошич на 56-й минуте словно вспомнил золотой матч – верно сработала чуйка у Слуцкого! Получив мяч от Березуцкого метрах в 40 спиной к воротам, серб развернулся, на рывке ушел от двух опорников – Тарасова и Михалика, обыграл Пейчиновича и, не сближаясь с Чорлукой, неотразимо для Гильерме пробил в левый нижний угол. Блестящее соло! Вопрос только в том, что это было – начало возрождения Тошича или разовый всплеск против персональной «сладкой булочки» для Зорана.
Забавно, но через пару минут едва не случилось точное повторение событий первого тайма. Ньясс справа убежал от Игнашевича (даже герои эпизода те же!) и вырезал мяч назад под удар Майкону. Впечатляющий полет Акинфеева под перекладину не помог бы, но мяч разминулся со штангой примерно на столько же, как у Еременко – на первых минутах матча. ЦСКА ответил классным выстрелом в «девятку» Мариу Фернандеса, который не превратился в гол только усилиями Гильерме – случись иначе, шансов отыграться с 3:1 у «Локомотива» было бы уже немного.
Впрочем, их и так не оказалось. На 68-й минуте тот же Тошич на входе в штрафную сыграл в «стенку» с Мусой, а уже внутри нее серба снес шлагбаум в виде ноги Янбаева. Защитник, конечно, хотел сыграть в мяч, но наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Вместо мяча Янбаев попал по ноге Тошича, и Карасев абсолютно справедливо назначил пенальти. Натхо играючи развел мяч и Гильерме по разным углам.
«Локомотив» мог вернуться в игру на 72-й минуте, когда после подачи штрафного удар Пейчиновича отразил Акинфеев, а Тарасов (которого собственные болельщики во время замены на Шкулетича будут освистывать) не смог с линии вратарской добить мяч в пустые ворота. Впрочем, нет, не мог – лайнсмен еще во время подачи Самедова поднял флажок. Другое дело, был там офсайд или нет: вопрос спорный. Актуальность, однако, он получил бы, только если бы Тарасов забил.
Вскоре Миланов мог довести счет до крупного, но, убежав после паса Дзагоева от всей локомотивской группы обороны и выскочив на встречу с Гильерме, чуток не попал. А Натхо парой минут позднее – попал в Гильерме. А Еременко, вновь проведший рядовой матч, «парашютом» – рядом с «девяткой». ЦСКА уже откровенно куражился, а «Локомотив» – вяло за этим куражом наблюдал. Причем ситуацию не изменила даже замена Дзагоева на Алексея Березуцкого – вроде бы с явно оборонительным креном.
Фанаты ЦСКА на последних минутах, потеряв интерес к происходящему, начали словесно готовиться к дерби со «Спартаком» (локомотивские тут же принялись костерить торпедо). А команда Слуцкого четвертым голом и крупным счетом их все-таки не порадовала – хоть и могла. У того же Страндберга перед финальным свистком мяч просто сняли с ноги. Трех голов, впрочем, тоже вполне хватило. Второй тайм красно-синие выиграли с колоссальным запасом.
Ну а «Локомотив» продолжил отчаянную борьбу с «Кубанью» за почетное право именоваться худшей командой России весны 2015-го. Те же «Арсенал» с «Амкаром», не говоря о «Ростове», по сравнению с двумя финалистами Кубка в этот период – настоящие боги футбола. Ах какой чудо-финал нас ждет!..