Игра престолов: Гинер против Федуна
В воскресенье «Спартак» впервые на своем стадионе принимает ЦСКА. Накануне матча обозреватель «СЭ» рассуждает о двух эпохах – спартаковской Леонида Федуна и армейской Евгения Гинера.
Какое дерби в нашей стране самое главное? Ответ будет субъективным, потому что степень футбольного напряжения не измеришь ни в киловольтах, ни в децибелах шумящих трибун. И все-таки уверен: большинство назовет как раз матч с воскресной афишей.
Вот и Валерий Карпин в одной из фирменных хлестких фраз изрек, что в России есть только один клуб, в котором он никогда не стал бы работать, и этот клуб – ЦСКА, а не, допустим, «Зенит».
К слову, встречи московских клубов с питерским вообще не из разряда дерби. Это понятие подразумевает географическую близость, а 700 километров даже по меркам широкой родной страны – приличное расстояние. Матчи представителей двух столиц можно записать только в категорию, обозначаемую чужестранным словом «класико», как и встречи «Реала» с «Барселоной» или «Пари Сен-Жермен» с «Марселем».
ПЯТЬ ЧЕМПИОНСТВ И ДЮЖИНА ЛЕТ БЕЗ ПОБЕД
«Спартак» после Олега Романцева ничего выиграть не может, но десятилетие почти безраздельного господства в национальном футболе выработало, напротив, повышенные и иногда оторванные от реальности претензии.
«Кто оседлал тигра, слезть уже не сможет», – гласит китайская поговорка. «Спартак» вершину освоил, давно с нее скатился, а мысленно все еще витает там, в облаках.
Последний трофей, Кубок России, завоеван красно-белыми в 2003 году. В конце того же года Леонид Федун приобрел клубный контрольный пакет акций у Андрея Червиченко. И пришел он в футбол все-таки для того, чтобы побеждать, не скрывая, что ему было обидно наблюдать поражения команды с логотипом «Лукойла» на груди. Не случайно Карпину при втором пришествии на тренерскую должность было поставлено условие – взять какой-нибудь приз.
Так бывает. Робер Луи-Дрейфюс вкладывал душу в «Марсель», но при нем за двенадцать с половиной лет клуб не выиграл ни-че-го. Хотя дважды добирался, например, до финалов Кубка УЕФА. А уже после кончины известного мецената (только не надо дурных ассоциаций) «Марсель» при русской вдове Маргарите Луи-Дрейфюс сразу стал чемпионом Франции в 2010 году, три года подряд (2010-2012) завоевывал Кубок французской лиги и дважды – Суперкубок страны.
В то же время ЦСКА – самый успешный клуб России в ХХI веке. С тех пор как в начале 2001 года президентом клуба стал Евгений Гинер, армейская команда пять раз выиграла чемпионат, семь раз – Кубок, шесть – Суперкубок, да еще взяла в 2005 году Кубок УЕФА. Только в 2001 и 2009 годах не финишировала в первой тройке.
Словом, если сравнивать спортивные достижения, то Гинер побеждает Федуна с крупным, да еще сухим счетом.
ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ И ПАРЕНИЕ НАД СХВАТКОЙ
Внешне структуры руководства двух клубов схожи. Есть президент-собственник и генеральный директор, осуществляющий оперативное управление. Правда, в вопросе, кому принадлежит ЦСКА, сам черт ногу сломит. Издание Forbes четыре года назад проводило расследование и сообщило, что загадочная компания Bluecastle Enterprises Limited (BEL), у которой находится контрольный пакет акций, в свою очередь, является собственностью голландской и люксембуржской компаний. Дальнейший анализ многоступенчатой конструкции вывел на семейство Гинеров и группу его партнеров по бизнесу. Не суть, мы сейчас о другом.
При взгляде со стороны, который, конечно, не претендует на доскональность, складывается впечатление, что у Гинера, хотя его деловые интересы футбольным клубом не ограничиваются, в ЦСКА буквально все под контролем, он вникает во все вопросы. Посему успехи команды связывают напрямую с личностью этого человека, который пользуется в футбольных кругах репутацией лучшего менеджера страны.
О Федуне же говорят как о владельце. Разумеется, ключевые финансовые вопросы, включая приобретение игроков, не решаются без его ведома, но Леонид Арнольдович несколько отстранен от команды. Он как бы «над схваткой», что, с одной стороны, отводит от него удар при неудачах, с другой – вызывает упреки в недостаточном участии в жизни клуба. Хотя человек, который потратил на «Спартак» более 1 миллиарда долларов, по определению не может оставаться безразличным к результатам.
ПОСТОЯНСТВО И СМЕНА ПАРТНЕРОВ
На Гинера трудно повлиять, если это вообще возможно. По-моему, он из тех, кто живет согласно девизу «Вижу цель – не вижу преград!». Президент ЦСКА умеет выстроить логическую цепочку доводов, обладает даром убеждения, сильным характером и большой пробивной силой. Во всяком случае, он не мытьем, так катаньем добивался осуществления в российском футболе тех инициатив, за которые настойчиво выступал. Взять хотя бы переход на систему «осень – весна».
А брожения в армейском лагере, если и были, то наружу совсем не выходили. Дружная семья – любимый образ Гинера.
Федун же, как утверждают знающие его люди, влиянию со стороны поддается. Карпин после увольнения весной прошлого года говорил это в интервью «СЭ» с полной уверенностью. На вопрос, сказалось ли влияние других лиц на решение о его отставке, бывший тренер ответил без колебаний: «Сто процентов». И косвенно признал тем самым наличие в клубе разных течений, а то и группировок, о которых говорят в кулуарах.
Собственно, и сейчас личность главного тренера Мурата Якина вызывает споры не только в СМИ, но и внутри клуба. Посмотрим, что произойдет по окончании сезона. В прошлом Федун слишком часто принимал решения на эмоциях и теперь, естественно, остерегается хвататься за шашку.
Речь не только и даже не столько о второй отставке Карпина, последовавшей за бесславным вылетом из Кубка России после поражения от «Тосно», в то время коллектива второй лиги, а затем еще и ничьей в принципиальном поединке на своем поле с «Анжи» вследствие гола Сердерова в компенсированное время. На тот момент «Спартак», кстати, отставал от лидировавшего «Локомотива» лишь на 4 очка, а будущего чемпиона ЦСКА на 3 очка опережал.
Фото: Александр ФЕДОРОВ, СЭ