Итудис: если чего-либо бояться, лучше остаться дома
Главный тренер ЦСКА – о «Финале четырёх» Евролиги, возможном противостоянии с Желько Обрадовичем и состоянии здоровья Виталия Фридзона.
– Предстоящий «Финал четырёх» Евролиги будет для вас первым в качестве главного тренера. Станет ли он для вас особенным?
– Особенным он будет из-за ЦСКА, из-за преемственности – это то, что действительно имеет значение. Выход в «финал четырёх» не является личным достижением кого бы то ни было, ведь я тоже являюсь частью «армейской» семьи. Да, я привёз команду в Мадрид в качестве главного тренера, но очень рад за каждого игрока и представителей тренерского штаба, которые добились такого результата, и в первую очередь тех из них – например, Пашу Коробкова и Деметриса Николса, — которые сыграют в нём впервые.
Что для меня было действительно важно, сохранить в ЦСКА преемственность и стабильность результатов, ведь в последние 13 лет команда выходила в «Финал четырёх» 12 раз. И я рад, что именно в таком составе, с таким подбором игроков и тренеров, нам удалось войти в четвёрку лучших команд Европы вновь. Мы счастливы, но на этом наши ожидания, естественно, не заканчиваются. Мы готовимся принять этот вызов.
– Каким результатом вы будете удовлетворены?
– Только завоеванием трофея. Какие тут могут быть варианты? Но я хочу обратить внимание на следующий момент: в «Финале четырёх» сыграют четыре команды, и, задав данный вопрос тренеру каждой из них, вы получите один и тот же ответ. Никто не едет в Мадрид в отпуск – все собираются победить любой ценой.
«Финал четырёх» – весьма специфический формат соревнования, подразумевающий, что для завоевания трофея нужно не только выиграть финал, но преодолеть и полуфинальный барьер. Не знаю, поймёте вы меня правильно или нет, но матч с «Олимпиакосом» для нас – финальный. И только после него мы сможем думать о будущем, ведь в случае нашего поражения никакого будущего попросту не будет.
– Как вы считаете, у всех соперников есть одинаковые шансы на успех?
– Определённо да, потому что это всего лишь один матч, а не серия. Разумеется, я не новичок – я восемь раз принимал участие в «Финалах четырёх» Евролиги и в пяти из них побеждал в качестве ассистента Желько Обрадовича. Но, мне кажется, со временем люди должны понять, что главное в баскетболе – это плей-офф и соответственно большее количество поединков. «Финал четырёх» – событие знаковое, и участие в нём очень престижно для любого клуба. Впрочем, на мой взгляд, европейский баскетбол достаточно твёрдо стоит на ногах для того, чтобы задуматься о проведении полноценных серий. В нынешнем же формате шансы победить есть у каждого участника, и они равны – 25%.
– Вы и Обрадович вновь вышли в «Финал четырёх», но уже не в качестве тандема, а по отдельности. Что чувствуете по этому поводу?
– Это особенный момент для каждого из нас. Как я уже говорил, мы играли в «Финале четырёх» восемь раз, пять раз побеждали. То были выдающиеся, славные годы. Но жизнь всё-таки непредсказуемая штука, и в Мадриде для нас многое будет вновь – это мой первый «Финал четырёх» с ЦСКА, а Обрадович впервые дошёл до решающей стадии Евролиги с «Фенербахче». Здорово, что у нас будет возможность увидеться вновь. Скажу больше – наши жёны уже решили, как будут проводить время. При этом мы остаёмся профессионалами и готовы сделать всё, чтобы вверенные нам коллективы победили. Даст бог, мы встретимся в финале.
– Что может стать ключом к победе ЦСКА в «Финале четырёх»?
– Вы знаете, что в баскетболе есть много способов выиграть, и я не хочу рассказывать журналистам о каждом из них, ведь тем самым раскрою все секреты нашим соперникам. Что я могу сказать наверняка? Мы уже встречались с «Олимпиакосом» дважды, знаем, что это очень сильный соперник, который хорош именно в плане командной игры. Вассилис Спанулис очень важен для них, но опасаться следует не его, а баскетболистов, образующих костяк коллектива, сыгранных между собой и проводящих много времени на площадке вместе — Спанулиса, Вангелиса Манцариса и Георгиоса Принтезиса. Они одновременно здорово создают партнёрам возможность для броска и завершают атаки собственными силами.
Отличный баскетбол показывают и ролевые игроки. Костас Слукас усиливает команду, выходя со скамейки запасных, Мэтт Лойески, Тремелл Дарден, пара «больших» Данстон – Хантер… Молодые ребята, Иоаннис Папапетру и Димитрис Аграванис, тоже вносят свою лепту. Оливер Лафайетт придаёт игре «Олимпиакоса» разнообразие, появляясь на паркете. Словом, греческий коллектив действительно хорош и попал в «Финал четырёх» не менее заслуженно, чем мы, «Фенербахче» или «Реал». Они вошли в квартет лучших клубов Европы, и мы не можем недооценивать этот фактор.
Говоря о матчах с «Олимпиакосом» по ходу сезона, стоит вспомнить, что в них и мы, и наш соперник выходили на площадку без нескольких ключевых исполнителей. На сей раз, я надеюсь, мы предстанем в оптимальном составе – это является задачей номер один для ЦСКА, будем в прекрасном настроении и предельно мотивированны.
– Между игроками ЦСКА и «Олимпиакоса» существует тесная связь, которая с годами лишь укрепляется. Не боитесь, что этот фактор может повлиять на результат матча?
– Я не говорю о таких вещах игрокам, они и сами всё прекрасно понимают. Не секрет, что у Кайла Хайнса осталось немало друзей с того времени, когда он играл в составе «Олимпиакоса». И у Милоша Теодосича тоже. Но друзья остаются друзьями только до стартового вбрасывания – когда мяч взлетает в воздух, каждый игрок думает только о том, чем он может помочь своей команде победить.
– Как ЦСКА готовится к «Финалу четырёх»?
– Мы, тренеры, обращаем внимание игроков на несколько ключевых моментов. Во-первых, мы должны остановить нападение соперника, перекрыть кислород и созидающим баскетболистам, и тем, кто завершает атаки. Естественно, мы постараемся сделать нашу игру на чужой половине более разнообразной, но, если вести речь о команде, имеющей лучшую результативность в Евролиге, стоит признать, что есть совсем немного элементов, в которых мы действительно способны прибавить к «Финалу четырёх». Что касается игры в защите, то мы готовим разные «фишки». Надеемся, все подойдут к «Финалу четырёх» в оптимальных кондициях, и мы сможем поддерживать одинаково высокий уровень интенсивности в течение всего матча. Это не значит, что мы оказываем давление на игроков, но хотим быть сконцентрированными и мотивированными настолько, насколько это вообще возможно.
– Какова атмосфера в команде накануне «Финала четырёх»? Как себя чувствуют игроки?
– Баскетболисты ЦСКА – настоящие профессионалы, и, естественно, они сосредоточены на грядущем событии. Некоторые ребята, конечно, испытают эти эмоции впервые в карьере, но в команде достаточно игроков, пять-шесть и более раз принимавших участие в «Финалах четырёх», и мы очень рассчитываем на их опыт, которым они наверняка поделятся с партнёрами.
– Сыграет ли в «Финале четырёх» Виталий Фридзон?
– Фридзон приступил к тренировкам за несколько дней до вылета в Мадрид. Он чувствует себя намного лучше и без видимых проблем играл «пять на пять». Виталий сделал всё возможное, чтобы вернуться в команду. Решение о том, кто попадёт в заявку на матч, мы будем принимать непосредственно перед выходом на паркет.
– Андрей Кириленко и Деметрис Николс пропускали матчи четвертьфинала Лиги ВТБ с «Астаной». Как они чувствуют себя сейчас?
– У Кириленко и Николса есть небольшие повреждения, но они тоже приступили к полноценным тренировкам. Я верю, что они помогут ЦСКА. Ни один игрок не хочет пропускать «Финал четырёх», это я могу вам гарантировать.
– Вы много раз участвовали в «Финале четырёх», но не кажется ли вам, что нынешний ЦСКА – сильнейшая команда из всех, с которыми вы туда попадали?
– Я очень горжусь своими игроками. Менеджмент клуба собрал сильнейшую команду из всех возможных и принимал правильные кадровые решения. Для меня не имеет значения, как зовут того или иного баскетболиста — я готов сделать всё от меня зависящее для каждого из них, как и они готовы сделать всё для ЦСКА. Вот что на самом деле имеет значение. Мы демонстрировали качественный баскетбол, добились определённых результатов, и знаем, что можем победить. Но, повторюсь, полуфинальный матч с «Олимпиакосом» – настоящий финал для нас. Именно с таким настроем мы должны к нему подходить.
– На прошлой неделе был объявлен состав первой и второй символических сборных сезона. Есть ли у вас своё видение двух лучших пятёрок Евролиги?
– Как главный тренер, я получал опросный лист и принимал участие в голосовании. Но это тайное голосование, и свой выбор я оставлю в секрете(смеётся). В то же время я горжусь тем, что сразу два игрока попали в символические сборные сезона – Милош Теодосич в первую, а Нандо де Коло во вторую. Мы очень рады этому.
– Как бы вы прокомментировали игру Нандо в нынешнем сезоне?
– На мой взгляд, подписание де Коло было одним из ключевых трансферов клуба в прошлое межсезонье. Нандо быстро адаптировался в коллективе, нашёл общий язык с партнёрами. Он очень умный игрок и всегда настроен только на победу. Именно такие баскетболисты и нужны ЦСКА. Сконцентрированные, голодные до больших побед и готовые принять любой вызов. Мне как тренеру сотрудничество с профессионалом такого уровня, постоянно работающим как над физикой, так и над психологией, доставляет настоящее удовольствие.
– Каким был главный урок, который вы извлекли из текущего розыгрыша Евролиги как главный тренер ЦСКА?
– Начнём с того, что сезон ещё не завершён. Если абстрагироваться от этого? Осенью мы добились выдающихся успехов, несмотря на травмы ключевых исполнителей. ЦСКА играл с очень высокой интенсивностью, и нам удавалось побеждать. Это стало результатом, во-первых, кропотливой работы игроков, и, кроме того, наличия глубокой «скамейки», на которой собраны сильные баскетболисты. Каждый из них должен быть готов прийти команде на выручку, особенно если кто-либо из партнёров травмирован. От каждого требовалось оставлять больше сил на площадке, нежели обычно, и мы с этой задачей справились. Мы завершили регулярный чемпионат на первом месте, победили в своей группе в топ-16 – которая, между прочим, делегировала сразу три команды в «Финал четырёх». Могло быть и четыре, ведь «Анадолу Эфес» дал серьёзный бой «Реалу». Это лишь подтверждает, насколько сложной была группа, в которую попал ЦСКА перед стадией Топ-16, и как много усилий нам пришлось приложить, чтобы её выиграть. А всё благодаря тому, что игроки приняли нашу философию и воплощали её в жизнь на паркете.
– Насколько сложно вам как главному тренеру работать с командой звёзд?
– Если бы это было так просто, баскетбольным тренером мог бы стать каждый. Наша работа предъявляет немало требований – в частности, место главного тренера ЦСКА, которое я занимаю, предполагает очень высокий уровень ответственности. На старте сезона я уже говорил, что очень благодарен клубу за оказанное доверие и уверенность в моих силах. При этом я прекрасно понимаю, что требуется и от меня лично, и от баскетболистов. Мне импонирует то, что амбиции руководства и стремление ставить перед командой самые серьёзные задачи совпадают с моими. Ведь только так и тренер, и клуб могут стать сильнее.
Баскетболисты помогают мне развиваться как тренеру и человеку, а я со своей стороны надеюсь, что делаю их лучше как игроков и мужчин. В этом, на мой взгляд, и состоит идеальный вариант сотрудничества. Или, если хотите, «химия».
– В течение всего сезона эксперты акцентировали взимание на том, что у ЦСКА есть определённые проблемы на позиции пятого номера. Согласны ли вы с этим?
– На первый взгляд, габаритов нам действительно не хватает. Но Кайл Хайнс со своими 198 сантиметрами роста играет так, будто у него есть полновесные два двадцать. Кроме того, у нас есть Саша Каун – классный атлет, который одновременно очень подвижен и здорово передвигается по площадке. И, конечно, он нацелен только на победу. Если у нас и есть недостаток габаритов в передней линии, то мы всегда можем компенсировать его преимуществом на позиции третьего номера, на которой я могу задействовать Кириленко и Виктора Хряпу.
– Не боитесь, что в полуфинале у команды могут возникнуть проблемы с опекой «больших» вроде Отелло Хантера?
– Нет, я ничего не боюсь. Если ты боишься, лучше оставаться дома. Естественно, тренер должен учитывать многие вещи и обращать особое внимание на сильные стороны соперников. Говоря, что я ничего не боюсь, я не пытаюсь показать своё безразличие. Конечно, мы разбирали игру Хантера и знаем, что он может создать проблемы любому сопернику по причине силы задней линии «Олимпиакоса». Он не является игроком, который получает мяч в «краске», и способен решить эпизод в свою пользу собственными силами – таких центровых в европейском баскетболе почти не осталось. Его успех зависит от степени продуктивности командной игры, и именно на ней я акцентирую внимание. Одного человека, кем бы он ни был, я не боюсь.
– Теодосич – один из лучших разыгрывающих Европы, но в предыдущих «Финалах четырёх» его гениальность становилась серьёзной проблемой именно для ЦСКА. Уже знаете, как будете поступать, если ситуация повторится?
– Знаю ли я? Конечно же знаю. Я считаю, что раз мы вышли в «Финал четырёх», то уже проделали отличную работу – с Тео, Нандо, Сонни Уимзом и любым другим игроком. Милош здорово понимает игру и наделён баскетбольными инстинктами, но в то же время он является очень опытным игроком, неоднократно принимавшим участие в столь ответственных поединках. Он уже играл на этом уровне, а сейчас к тому же повзрослел, заматерел и вышел на новый уровень. Теодосич хорошо понимает, что система игры ЦСКА требует лично от него, и мы этим довольны.
– Очевидно, когда ЦСКА подписывал контракт с Кириленко, у вас были определённые ожидания от его игры. Превзошёл ли их Андрей или наоборот, не оправдал?
– Ни о каком «не оправдал» не может быть и речи. Кириленко стал отличным дополнением к нашей команде. Естественно, ему понадобилось определённое время, но это нормально, ведь мы говорим о баскетболисте, который около года не играл и тренировался только по индивидуальной программе. Но благодаря преданности, любви к баскетболу, стремлению и знаниям Андрею удалось адаптироваться в кратчайшие сроки. Он приходит на каждую тренировку ЦСКА за час или полтора до её начала, и мы постоянно говорим о его игре, программе подготовки и тех компонентах, в которых он способен помочь партнёрам в первую очередь. Проблемы со здоровьем вынудили его сделать небольшой шаг назад, и мы этим весьма обеспокоены. Но Андрей очень хочет победить, и, что важнее, сделать команду ещё сильнее.
– Трендом плей-офф НБА стали «баззер-битеры» в исполнении Деррика Роуза, Пола Пирса и Леброна Джеймса. Если ЦСКА окажется в идентичной ситуации, и счёт перед последней атакой команды в матче будет равным, комы вы доверите решающий бросок.
– Я пока не знаю ответа на этот вопрос. Если бы знал – остался бы дома и посмотрел «Финал четырёх» по телевизору. Я не волшебник, а тренер и не могу предсказывать будущее. Я привык реагировать по ситуации и решать те проблемы, которые возникают по ходу игры. ЦСКА должен оставаться гибким, адаптироваться и перестраиваться по ходу, а я, в свою очередь, обязан принимать правильные решения в нужный момент.
– Последний вопрос может показаться вам смешным, но всё же. Что вы готовы сделать для болельщиков, если победите в «Финале четырёх»?
– Я могу пообещать только то, что мы днями и ночами будем готовиться к «Финалу четырёх», шлифовать каждую деталь нашего механизма, и все мы – тренеры, баскетболисты — выложимся в Мадриде даже не на 100%, а больше, чтобы победить. И если мы всё-таки выиграем, мне будет намного проще ответить на этот вопрос. Я готов буду сделать всё, что пожелают болельщики. Что именно? Пусть выбирают сами.
Фото: «Чемпионат»