Антон Юдин: После драки кулаками не машут
Ассистент главного тренера ПБК ЦСКА Антон Юдин поведал об играх с «Химками», необходимости иметь третью команду в Евролиге, развитии молодежи и своем становлении в качестве тренера.
— На юге России сильно развито землячество. Почему мы редко видим на баскетболе Леонида Слуцкого, вашего земляка? Как часто вы сами ходите на футбол?
— На футболе в этом году ни разу не был, к сожалению. Будучи игроком ЦСКА несколько раз ходил с Сергеем Моней на хоккей. Почему не так часто видим Слуцкого, лучше задать вопрос ему. Возможно о просто не знает, что ассистентом главного тренера армейской баскетбольной команды является волгоградец. Лично со Слуцким мы не знакомы…
— Не секрет, что фраза «дома и стены помогают» в Химках имеет особый смысл. Что думаете по этому поводу?
— Это точно можно сказать о Химках. Верно на сто процентов. Я был на пятой полуфинальной встрече «Химок» и «Локомотива-Кубань». Зал не был до конца заполнен, но поддерживали команду очень громко. Те эмоции, которые выплескивают люди, придают местным игрокам много сил.
— Андрей Кириленко, в интервью неоднократно отмечал, что к хорошей игре его больше подстегивают трибуны, которые болеют против. Это свойственно только Андрею или всем баскетболистам?
— Мне тяжело говорить за всех. Думаю, что любому спортсмену приятно играть при заполненных до отказа трибунах. Это яркие эмоции зала, которые каждый из нас ощущает. Естественно, многим гораздо приятнее выходить на площадку в такой обстановке. Вне зависимости от того, что торсида настроена против тебя. Мне кажется, что это подстегивает не только Андрея.
— После двух встреч вы можете выделить сильные и слабые стороны соперника. Кого из игроков «Химок» стоит опасаться больше всего?
— У «Химок» как и в предыдущее годы очень хороший состав, есть кого опасаться. Был подписан MVP прошлогоднего «финала четырех» Евролиги Райс. Дэвис, Копонен, Попович, проводящий очень хорошо последние матчи. Моня и Вяльцев, который все еще не показал себя в играх против нас. Как тренер ЦСКА надеюсь, что Егор так и не сумеет проявить себя в этом финале. Мы можем перечислить многих. Не известно в какой форме ребята, возвращающиеся в строй. Но это скорее проблема «Химок», а не ЦСКА.
— Тайрис Райс провел шикарный сезон за «Маккаби», похоронил ЦСКА и «Реал», стал самым ценным игроком «финала четырех» Евролиги. Что с ним происходит в этом году?
— Возможно, все кроется в том, что Райс провел текущий сезон на очень высоком уровне и крайне стабильно. Сколько бы я не следил за его игрой, Тайрис действовал очень ровно. Посмотрите статистику. Во-первых, он устал и «подсел» физически. Во-вторых, плей-офф тем и отличается от регулярного чемпионата, что больше внимание уделяется лидерам. Мы видим много борьбы и самоотдачи в играх на вылет. Практически никто не жалеет себя.
— Игроки «Химок» очень болезненно реагируют на поражения и бросаются на арбитров после каждого свистка. Кроме того, соперник не стесняется устраивать провокации. В последнем матче активно задирали того же Джексона. Как бороться с такими командами?
— Говорить за каждого соперника я не могу. Это личное дело «Химок». Мы просматриваем прошедшие матчи по несколько раз. Многие моменты, на которые реагируют баскетболисты «Химок», совершенно справедливы с точки зрения судейства. Почему идет такая реакция, мне тяжело сказать. Она абсолютно необоснованна. Возможно, сопернику кажется, что рефери активно помогают ЦСКА. Или это проявление усталости, когда ты уже не можешь бороться.
Наши баскетболисты, слава Богу, выше таких ситуаций и не отвечают на провокации. Нам пока не приходилось вести разговоры на подобные темы. ЦСКА – опытная команда, и ребята знают, как правильно выходить из подобных ситуаций. В последней игре была провокация со стороны Клавера, когда технический фол получил и Клавер, и Джексон. Для «Химок» такие моменты выгодны, потому что сбивается наш темп, но я не думаю, что такие вещи делаются намеренно. Баскетбол – контактный вид спорта, здесь все может произойти.
— Вернемся к ЦСКА. Маркоишвили, Коробков, Николс очень редко появляются на паркете. Ставка на лидеров не всегда срабатывает. Почему редко включается вся скамейка?
— У нас в заявке находятся пятнадцать игроков, а в состав на матч попадают двенадцать. Кто-то проводит на площадке больше времени, кто-то сидит на скамейке. В те отрезки, когда Маркоишвили, Коробков или Николс находятся на площадке, ребята действуют очень хорошо. Надо помнить, что даже если ты выходишь на тридцать секунд, это время очень важно для результата всей команды. По поводу ротации тяжело сразу дать ответ, мне кажется, что в начале сезона ЦСКА играл так же. Тогда были травмированные, сейчас тоже есть ребята с повреждениями, к тому же в середине сезона пришел Андрей Кириленко, и борьба за место на площадке стала очень жесткой.
— Более активная ротация могла бы спасти ЦСКА в «финале четырех»?
— После драки кулаками не размахивают. Можно найти миллион путей, как мы могли сыграть в ином ключе, но ни один из вариантов не гарантировал бы победу. К сожалению, ЦСКА проиграл очень обидно, и мы имеем то, что имеем. Уже ничего не поделать, надо смотреть вперед.
— Российские команды рвутся в Евролигу, но очень быстро «сдуваются» и в европейском турнире, и в чемпионате России. Нужны ли Единой лиге ВТБ три команды в Евролиге?
— Лично я «за». Считаю, что Россия достойна того, чтобы иметь представительство в Евролиге составе трех сильных команд. У нас есть коллективы, которые могут себя проявить даже на уровне Tоп-16. Вы видели «Нижний Новгород». Все называют выступление этого клуба сенсацией, но думаю, что их выступление закономерно. Также считаю, что окажись Евгений Пашутин в УНИКСе немного раньше, казанцы тоже попали бы в Tоп-16.
— Стребков, Малейко, Астапкович – эти молодые ребята были заявлены за основную команду, но по объективным причинам сыграли очень мало. У них еще будет шанс проявить себя в основной команде или стоит искать пути развития в аренде?
— Очень сложный и болезненный вопрос. Все парни очень талантливы, но, к счастью или сожалению, им приходится конкурировать с лучшими игроками европейского баскетбола, настоящими звездами. В таком возрасте крайне тяжело отвоевать место в составе, для этого надо обладать огромнейшим потенциалом. У каждого своя уникальная ситуация.
Конечно, лучше постоянно выходить на площадку, чем сидеть на лавке. Но многое зависит от того, где играть. Я говорю не только о выборе команды, но и тренера. Даже участие в простом тренировочном процессе в ЦСКА будет полезнее, чем игры в основном составе некоторых команд.
— Многие специалисты отмечают хорошую функциональную подготовку команды к в течение сезона. ЦСКА хорошо подошел и к «финалу четырех» Евролиги и к финалу Единой лиги ВТБ. Неоднократно возникала мысль, что в команде должен появиться штатный психолог. Этторе Мессина считает, что в команде должен быть один специалист, который разговаривает с игроками, он одновременно главный тренер и психолог. Как выглядит ситуация изнутри? Насколько нужен подобный специалист?
— Соглашусь со словами Мессины. Тренер в любом случае является педагогом, а любой педагог – психологом. Хороший ли он психолог или нет, это вторичный вопрос. Если будет еще один человек, который работает с командой, это может сыграть в любую сторону. Мы и без того проделываем огромный объем работы.
Я понимаю, что ЦСКА уже не в первый раз проиграл «Олимпиакосу» и не в первый раз не смог победить в «финале четырех» Евролиги. Проблемы психологического плана будут возникать всегда, но решать их – задача главного тренера, его штаба и менеджмента клуба.
— Как быстро удалось «отключить игрока» и стать тренером?
— После завершения карьеры я год не был в профессиональном баскетболе и успел хорошо отдохнуть. Старшие товарищи, с кем я разговаривал, в один голос утверждали, что очень хочется играть, что это страшная ломка. Лично у меня такого не было. До сих пор получаю приглашения принять участие в ветеранских турнирах, но большого желания выходить на паркет у меня нет. Как только закончилась карьера баскетболиста, игрок во мне умер.
Поверьте, что я очень люблю баскетбол. Иногда смотрю на те нагрузки, которые испытывают ребята, и мне не верится, что приходилось делать то же самое. Мой переход прошел очень легко.
— Вам довелось поработать ассистентом нескольких сильных специалистов. Есть ли коренные отличия в работе с Итудисом и другими тренерами?
— Кроме Димитриса Итудиса, мне довелось работать с Гундарсом Ветрой и Юре Здовцем. Все люди очень разные, и подход у них такой же. Крайне некорректно сравнивать главных тренеров. Это очень тяжелый труд, да и объективно оценить его невозможно.
Представьте, что два или три разных человека пришли в одну и ту же команду, с тем же составом, в такой же сезон. Только тогда можно пофантазировать и дать оценку работы людей. Средний тренер с хорошим составом, может легко обыграть отличного тренера, но со средним набором исполнителей. Изначально у тебя прекрасная команда, но происходит череда травм, и ты оказываешься в яме.
Мне повезло, что я начал работать со Здовцем. Он с большим пониманием отнесся к том, что я новичок в профессии. Сейчас осознаю, что я очень много не знал или не понимал, но с его стороны я ни разу не видел укоров. Юре все время поддерживал меня, подсказывал и направлял в нужное русло. В свой первый сезон я был никем, если говорить о тренере. Поэтому большое спасибо Юре за доверие и помощь!
— Есть ли у вас амбициозный план стать главным тренером ЦСКА и выиграть Евролигу?
— Любой тренер хочет достичь подобных высот. Я буду очень рад, если со временем у меня это получится. Для человека, который хочет постоянно развиваться, такое желание вполне нормально. Надеюсь, что такое произойдет, а когда – покажет время.
Фото: БК Спартак (Санкт-Петербург)