Деян Дедиер: «Надеюсь, что результаты ЦСКА обеспечат заполняемость арены»
Глава строительства стадиона армейского клуба Деян Дедиер — о темпах возведения спортивного комплекса и проблемах с посещаемостью спортивных арен.
В Москве прошла международная конференция «Арена Форум», которая была посвящена проектированию, строительству и эффективному управлению спортивными аренами. Принявший участие в форуме руководитель компании «ПСП-Фарман», являющейся генеральным подрядчиком строительства стадиона ЦСКА, Деян Дедиер рассказал «Известиям», почему были пересмотрены сроки сдачи новой арены в эксплуатацию, будет ли предусмотрен обогрев трибун и когда стадион сможет окупиться.
— Темпы строительства — очень хорошие. Всё идет по плану, — сообщил Дедиер. — Мы возведем огромный комплекс из четырех зданий, где будут предусмотрены гостиница, офисы и многоярусная парковка. В ближайшее время будут закончены работы по монолитному каркасу трибун. Останется только юго-западная башня, высота которой составит 147 м. Окончание строительства этой секции планируется в конце октября. Уже начались работы на месте будущего футбольного поля, а также идет отделка «внутренностей» стадиона и фасада. К концу года планируем закончить непосредственно строительство. После этого нужно будет смонтировать оборудование.
— С какими трудностями приходится сталкиваться при строительстве?
— Сейчас в области инвестиционного строительства непростой период. Трудности у всех одни: на дворе финансовый кризис, поэтому мы хотим максимально уложиться в бюджет. Из-за колебаний валютных курсов нет фиксированных цен на строительные материалы, которые значительно подорожали. В связи с этим нам приходится искать иные проектные решения, выбирать другие строительные материалы и оборудование. При этом необходимо, чтобы они были соответствующего качества. Это самая серьезная проблема помимо обычных нюансов, связанных с реализацией подобного проекта.
— Вы можете раскрыть бюджет проекта?
— К сожалению, нет, поскольку это коммерческая тайна.
— На какие мировые арены вы ориентировались при возведении стадиона ЦСКА?
— Вместе с заказчиком мы объехали множество стадионов в Европе. Наше внимание привлекли немецкие стадионы, которые считаются самыми многофункциональными. При проектировании ставка была сделана на максимальный комфорт спортсменов и посетителей. На стадионе будет предусмотрено большое количество лож для желающих иметь личное помещение при посещении мероприятий. Также важно обеспечить быстрый и удобный заход и выход с арены и пункты питания. На наш взгляд, немецкие стадионы соответствуют этим критериям. Они указали нам направление, в котором мы ведем работы.
— Известно, что при строительстве стадиона ЦСКА был заявлен обогрев трибун, необходимый при действующей системе чемпионата «осень – весна». Этот план не претерпел изменений?
— Пока окончательного решения нет. Мы анализируем ситуацию с инженерной точки зрения. Возможно проведение обогревателей на крышу, но при резко отрицательных температурах это не будет давать желаемого эффекта. В ближайшее время мы подготовим доклад, исходя из которого руководство ЦСКА примет решение.
— А что касается подогрева газона?
— Эта функция заложена в смету.
— Стадион мюнхенской «Баварии» «Альянц Арена» окупился через 9 лет. Через какое время такого результата сможет добиться стадион ЦСКА?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. Но я думаю, что подойти к этому сроку не получится даже близко — в Германии и России принципиально различная стоимость билетов на футбол. Мне кажется, что ЦСКА это понимает и рассматривает куда более длительный период возврата вложенных средств.
— В России недавно было построено два суперсовременных стадиона — «Казань Арена» и «Открытие Арена». Несмотря на низкую стоимость билетов и фактор новизны, они не заполняются даже на 50%.
— Действительно, это печальный факт. Но мы все верим, что приближающийся чемпионат мира по футболу в России, а также выступления клубов на международной арене изменят тенденцию. Кроме того, я надеюсь, что экономическая ситуация стабилизируется и клубы смогут в пределах разумного без ущерба для болельщиков поднять цены на билеты. При таких условиях сами клубы смогут функционировать более стабильно.
— В этом плане 30-тысячная вместимость стадиона ЦСКА кажется наиболее разумной планкой, учитывая статус и популярность клуба?
— Конечно. ЦСКА — серьезный клуб со множеством болельщиком. Насколько я знаю, клуб имеет вторую по количеству армию поклонников в стране. Руководство ЦСКА при проектировании стадиона тщательно обдумывало вместимость и хотело видеть высокую заполняемость. Таким образом, мы пришли к выводу, что 30 тыс. — оптимальный вариант. Я надеюсь, что результаты команды позволят рассчитывать на максимальную заполняемость.
— Есть ли какой-то план по эксплуатации арены в нефутбольное время?
— Планы есть. Я знаю, что клуб собирается проводить там различные юношеские соревнования. Также есть ресурсы для организации других мероприятий. На примере немецких стадионов мы видим, что футбол — только одна статья доходов, которые может приносить арена.
— Некоторое время назад президент ЦСКА Евгений Гинер говорил, что стадион будет сдан весной 2015 года. С чем связана отсрочка и когда арена будет готова?
— Практически через треть строительной площадки проходили транзитные кабели, которые снабжали энергией весь район, а также различные коммуникации. По независящим от нас причинам работы по переносу кабелей были закончены только в апреле, после чего мы активно приступили к строительству. Я бы не хотел называть конкретные сроки сдачи стадиона в эксплуатацию, потому что время тяжелое и произойти может всё что угодно. Сейчас мы форсируем строительство. Надеюсь, что все будет готово в конце нынешнего — начале следующего года.
— ЦСКА определился с названием стадиона?
— Этот вопрос не совсем ко мне. Но я знаю, что пока руководство клуба не определилось.