Идеальное усиление. О возвращении Сейду Думбия
Возвращение Сейду Думбия в ЦСКА своевременный и умный ход, упрощающий задачу выхода в групповой этап Лиги чемпионов и резко укрепляющий армейцев в чемпионате.
ОКНО И ФОРТОЧКА
Вся эта история, как ее не разверни, — про бизнес. И не обязательно в узком лобовом смысле. Думбия отдавали в «Рому» за 14 миллионов, вернули за арендный миллион, пусть и на полгода. Выгода безусловна. Это как продать квартиру, но остаться в ней жить за разумные деньги. Полученного от продажи хватит и на квартплату, и на временное безделье, и на походы в супермаркет системы «гурмэ».
Отчасти интересно, что сказали владельцы «Ромы» своим менеджерам, провернувшим с ивуарийцем такую мегасделку. Но по большому счету это далековатая от нас проблема.
Только ведь Думбия не недвижимость, приносящая доход сама собой. И армейский миллион, истраченный на его аренду, — тоже инвестиция. Ивуариец может стать для ЦСКА топором, который прорубит окно в групповой этап этой Лиги чемпионов и форточку — к следующей. Более того, он должен стать таким топором.
Миллионов москвичи заплатят, конечно, не один. Если «Рома» не пристроит Сейду после окончания аренды каким-нибудь толстым футбольным буратинам, ЦСКА, быть может, пожелает продлить прокат «оборудования». За дополнительные деньги. Кроме того, не стоит забывать про зарплату Думбия. Она явно не вписалась бы в потолок свежепредложенного финансового регламента. Значит, надежды на форварда в плане Лиги чемпионов велики. Но если все сложится, тем слаще будет отдача: Лига — дело нажористое.
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБАВОЧНОЙ СТОИМОСТИ
Давайте, однако, посмотрим на возвращение Думбия с еще двух точек зрения.
Первая — умение клуба выживать в условиях финансового «фэйр плей», фактического отсутствия доходов от телевидения, убитого рекламного рынка, падения посещаемости, интереса к футболу и так далее и тому подобное. ЦСКА материализует истертую поговорку «хочешь жить — умей вертеться». И делает это, по российским меркам, просто образцово.
Думбия мало было просто вернуть. До этого с ним надо было угадать, как с приобретением. И обскакать конкурентов, претендующих на форварда швейцарских «Янг Бойз». Сейду забил 50 мячей в 64 играх отнюдь не на задворках Европы. Как думаете, были ли армейцы одиноки в своем желании его приобрести? Но приобрели его именно они.
А затем началось то, что называется «увеличение прибавочной стоимости товара». К Думбия относились максимально бережно. Но не как к существу, состоящему из плоти и крови, а как к вложению капитала. Одновременно с Думбия в «Спартаке» мелькали, дешевели и иногда смешили легионеры карпинского набора. А Сейду набирал свой 14-миллионный вес.
Это не значит, что селекция ЦСКА никогда не ошибается. Это значит, что руководство клуба намертво вцепляется в выигрышные варианты, выжимая из них максимум, и не прощает трансферных промахов профильным сотрудникам. Неудача с Витинью и увольнение спортивного директора Антона Евменова тому пусть косвенное, но подтверждение.
Помимо Думбия были еще и приходы-уходы Вагнера Лав, также выгодные в финансово-футбольном плане. И это примеры того, чем отличаются слова «дайте» и «заработайте». Скорее всего, без государственных «Россетей» трансферных денег на борьбу за чемпионство армейцам не хватило бы. Но если вычистить государственное из армейских конкурентов, тем вовсе пришлось бы распродавать компьютеры из клубных офисов. С таким КПД, как у ЦСКА, на трансферном рынке в России не работает больше никто.
НЕ ЗАБИВАЛЬЩИК, А РЕШАЛЬЩИК
Второй ракурс касается сугубо футбольной составляющей. Червь сомнения, а заиграет ли Думбия в ЦСКА после того, как у него не сложилась в «Роме», все-таки шевелится. Ну ведь и в самом деле, клубы сопоставимого уровня и претензий. Но в Италии у молодого ивуарийца с пожилым лицом не получилось. А вдруг он футбольно ослаб?
Исключать ничего нельзя. И все же сильна надежда, что Думбия в «Роме» не то чтобы неправильно использовали, а наделили его не тем статусом. Римлянам был нужен забивальщик. Ровно так они на Думбия и смотрели. Сейчас выпустим, создадим ему, а этот реализует. Думбия же по сути своей решальщик. Разница вроде бы малая. Но попробуйте ее уловить.
Решальщику позволено значительно больше. Он имеет право создать, отпасовать, пройти, ударить, передохнуть. Наконец, он имеет право ошибиться и ошибаться. Потому что про него знают: он способен сделать игру. Каким уж там действием, дело десятое. Главное, что в него верят. И предоставляют больше свободы.
В «Роме», есть ощущение, ивуарийца расценивали, как колотушку. В ЦСКА он вновь станет примой, которой к тому же предстоит иметь дело не с итальянской обороной. В «Роме» его хотели видеть игроком момента. Думбия же почти всегда потенциальный игрок матча.
И идеальное усиление для нынешнего периода армейской жизни.