Джоэл Фрилэнд: есть ощущение, что этот сезон станет сезоном ПБК ЦСКА
Британский центровой Джоэл Фрилэнд, проведший предыдущие три сезона в клубе НБА «Портленд Трэйл Блэйзерс», пополнил состав московского ЦСКА в это межсезонье.
В интервью новичок армейцев рассказал о причинах своего решения вернуться в Европу, об адаптации в стане «красно-синих» и о том, почему предпочел оранжевый мяч футбольному.
— Джоэл, вы не приняли участие во втором контрольном матче с «Рязанью» из-за травмы. Повреждение не очень серьезное?
— Я получил небольшую травму, потянул икроножную мышцу, но такие вещи случаются во время предсезонной подготовки. Ничего серьезного, просто нужно немного подождать, и совсем скоро я смогу вернуться на площадку.
— В первой же товарищеской игре вы стали самым результативным игроком на площадке, похоже, адаптация в новом коллективе проходит успешно?
— Да, сейчас все неплохо, будет намного сложнее, когда стартует сезон Лиги ВТБ и Евролиги. Конечно, я рад тому прогрессу, которого уже удалось достичь, но все же мне еще придется вспомнить много вещей, чтобы приспособиться к европейскому стилю игры. Особенно это касается игры в защите. Сейчас я прохожу притирку, конечно, жаль только, я получил эту травму, но это тоже часть игры.
— Последние три сезона вы провели в НБА, почему все же решили вернуться в Европу?
— Выступая в НБА, я не так много времени проводил на площадке. Естественно, все хотят играть, и я не исключение. Я всегда хотел играть, быть частью команды, выиграть что-то, так что в ЦСКА у меня появится отличная возможность это осуществить. Я уверен, что мы будем бороться за титулы, и это меня воодушевляет больше, чем что-либо. Конечно, все мечтают играть в НБА, и я доволен тем временем, которое там провел. Однако настал момент, когда я понял, что хотел бы достичь большего в моей карьере, и посчитал, что это место подходит лучше всего.
— Наверняка дефицита в предложениях вы этим летом не испытывали, почему все же выбрали Москву?
— Да, у меня были и другие предложения, в том числе и пять-шесть из НБА, но я посчитал, что для меня будет лучше уехать. В прошлом году из-за большого количества травм в нашей команде я играл довольно много, но, к сожалению, потом я сам получил травму и выбыл на два месяца. Но это спорт, в нем случаются травмы, которые нужно преодолевать, и я, как я уже сказал, хочу играть и биться за определенные цели.
— Говорят, что вы еще в 2012 году, до отъезда за океан, могли оказаться в ЦСКА, так ли это?
— Да, насколько я помню, тогда были переговоры с ЦСКА и мадридским «Реалом», а среди клубов НБА наибольший интерес проявлял «Портленд». В то время мне было 25 лет, и я думал, что если не сейчас, то я уже никогда не уеду в НБА. Так что решил поехать туда и испытать судьбу, и я рад, что это сделал. Я очень многому научился за океаном, стиль игры там совершенно другой, так что теперь мало-помалу я адаптируюсь и нахожу уверенность в своих силах.
Кириленко был невероятным баскетболистом
— Вы дружите с форвардом «Локомотива-Кубани» Виктором Клавером. Советовались с ним при переезде в Россию?
— Я разговаривал с ним несколько раз, как только он узнал, что я подписал контракт с ЦСКА, то прислал мне смс, в котором поздравил меня и предложил свою помощь по любым вопросам. Он в прошлом сезоне играл в «Химках», так что знает, куда можно сходить, где вкусно поесть. В последнее время мы не так много общались, но я, конечно, его поздравил с переходом в «Локомотив». В течение сезона мы будем более плотно общаться, все-таки мы здорово сдружились за три года, проведенные в Портленде. Я очень рад, что мы снова будем выступать в одной лиге, хоть и будем теперь соперниками.
— За его успехами на Евробаскете следите?
— Да, пытаюсь следить, насколько позволяют тренировки. Я пытаюсь снова привыкнуть к длинным европейским предсезонкам, так что стараюсь побольше отдыхать и спать, и на просмотр матчей Евробаскета остается не так много времени. Конечно, я слежу за результатами, статистикой, в 1/8 финала Виктор неплохо сыграл. Я рад за него, он заслуживает играть на высоком уровне, так как он очень усердно работает.
— А матчи сборной России удалось посмотреть?
— Я смотрел пару игр, мы даже собирались командой посмотреть на стартовую игру против Израиля, но мне кажется, для вашей сборной все закончилось не очень хорошо (смеется).
— Великобритания не смогла квалифицироваться на этот чемпионат Европы, как вообще сейчас обстоят дела с баскетболом на вашей родине?
— Мне сложно судить, я не выступал за сборную со времен домашней Олимпиады. После того как я уехал в НБА, моим приоритетом стало выступление за «Портленд», так что я пытался улучшить мою игру там. Очень жалко, что после Олимпийских игр было сокращено финансирование, и все стало намного хуже. Я знаю, что сейчас в федерации пытаются наладить дела, но сделать это будет очень сложно. Ребята бились, пытались попасть на Евробаскет, но без основных игроков это было сделать трудно. Посмотрим, что произойдет, британский баскетбол из ничего стал чем-то, а потом возвратился в первоначальное состояние. Надеюсь, вопрос с финансами будет решен, и лучшие баскетболисты вернутся в сборную.
— В этом наши страны чем-то похожи, Российская федерация баскетбола сейчас тоже переживает не лучшие времена.
— Да, я слышал несколько историй, что все не очень хорошо. Но сейчас же Андрей Кириленко стал президентом, он должен помочь. Он бывший баскетболист, тот, кто досконально знает игру, знает, что нужно игрокам, как нужно управлять организацией. Конечно, ему будет непросто, но надеюсь, он сможет выправить дела в федерации. Я пересекался с ним несколько раз и могу сказать, что он был просто невероятным баскетболистом. Одним из ярких воспоминаний был матч в сезоне-2011/12, когда я играл в Малаге, а он приехал сюда из-за локаута. Тогда он с игры забил всего два броска, но при этом его коэффициент полезности был на уровне 39 баллов: он подбирал, ассистировал, перехватывал, 13 раз становился на линию штрафных, я ничего подобного не видел. Он оставил большое баскетбольное наследие, которое будет сложно повторить.
— Себя в президентском кресле британской федерации баскетбола можете представить?
— Ох, нет, в данный момент такого я представить себе не могу (смеется). Сейчас я полностью сфокусирован на моей карьере баскетболиста, на том, чтобы улучшить мою игру. Пока я особо не задумывался над тем, чем буду заниматься после завершения карьеры.
Не верю в проклятия, а верю только в тяжелый труд
— Вернемся к вашим клубным делам: наверняка много общались с (главным тренером) Димитрисом Итудисом, уже приспособились к его требованиям?
— Я разговаривал с тренером несколько раз этим летом и, само собой, после того, как я присоединился к команде. Фактически на меня будут возложены функции Саши Кауна, покинувшего команду, как в защитных построениях, так и в атаке из трехсекундной зоны, и я думаю, что смогу с этим справиться. Да, мне потребуется какое-то время на перестройку к позиции центрового, все-таки в НБА я больше играл форварда. Теперь же нужно будет больше противостоять большим центровым соперника, но я уже этим раньше занимался, так что думаю, и сейчас справлюсь.
— Армейцы последний раз выигрывали Евролигу в 2008 году. С тех пор они шесть раз добирались до «Финала четырех», но там каждый раз не могли показать своего лучшего баскетбола. Бытует мнение, что команду кто-то сглазил.
— В этом вся игра, ты не можешь побеждать вечно. Конечно, это сложно, я понимаю все разочарование клуба и его болельщиков. Но у нас отличная команда сейчас, и если мы будем показывать лучшее, на что способны, то у нас есть хороший шанс выиграть Евролигу, я действительно так думаю. Я всегда хотел выиграть этот титул, москвичи уже побеждали в турнире, и я думаю, этот год будет годом ЦСКА. Что касается сглаза, то я не суеверный человек и не верю ни в какие проклятия. Я верю в тяжелую работу и решительность, если вы соедините эти две вещи, то все возможно. У меня и перед играми нет никаких определенных ритуалов, я просто слушаю музыку и пытаюсь расслабиться, насколько это возможно.
— Какую музыку предпочитаете?
— Я слушаю практически все жанры, сейчас мне нравится Эд Ширан, Red Hot Chili Peppers. В моем плей-листе немного того, немного сего, нет какого-то определенного типа музыки.
За три года с нулевого уровня дорос до драфта НБА
— Баскетбол далек от спорта номер один на Британских островах, как вы попали в него?
— Изначально я занимался футболом, как и все дети вокруг. Я играл в него где-то до 14-15 лет, после чего получил травму и решил, что не хочу больше продолжать и хочу сменить вид спорта. Один из моих учителей физкультуры предложил мне попробовать свои силы в баскетболе, все-таки я был высоким парнем, и я начал играть со своими друзьями и постепенно влюбился в него. В какой-то момент я стал играть ежедневно на протяжении всего дня, старался улучшать свою игру. Так что мне удался большой скачок за короткое время: я начал заниматься баскетболом в 16, а в 19 я уже был задрафтован. Все просто разрасталось как снежный ком, я прошел пусть от нуля до драфта НБА за три года. Это было сумасшедшее время, но я очень благодарен тем людям, которые приложили к этому руку.
— На какой позиции обычно выходили на футбольное поле?
— Я играл на позиции центрфорварда, забивал голы, и у меня неплохо получалось. Я проходил просмотры в сборную команду нашего графства, но все же моей футбольной карьере не суждено было сбыться, так как я был слишком высоким для этого. Я всегда был самым высоким, начиная со школы, так что только в баскетболе я столкнулся с людьми моего роста. Даже все члены моей семьи довольно низкие, да и все мои друзья среднего роста.
— За какую команду переживаете?
— Когда я был молодым, то поддерживал «Тоттенхэм», но сейчас я бы не назвал себя болельщиком, я не слежу за результатами, не знаю, как обстоят дела в команде. В основном я смотрю только крупные соревнования, такие как чемпионат мира, или матчи вроде «Барселона» — «Реал» так что я бы не назвал себя большим футбольным болельщиком.
— Кстати, футбольный ЦСКА сейчас идет на первом месте в турнирной таблице российского чемпионата.
— Да, я знаю, и стадион находится недалеко, так что я точно посмотрю несколько игр, 100%.
Абсолютно все водители в Москве – рисковые ребята
— Город, в котором вы родились, Фарнем, является родным и для первого британского чемпиона «Формулы-1» Майка Хоторна. А вы лихачите на дорогах?
— Хороший вопрос. Пожалуй, не скажу, что я сильно рисковый водитель, а вот все автомобилисты в Москве — рисковые ребята, потому что они водят как сумасшедшие (смеется). Да, я люблю водить, я фанат машин, но я стараюсь водить безопасно, насколько это возможно. Я предпочитаю спортивные машины, это одна из моих страстей, мое хобби, так скажем.
— По московским пробкам на спортивном авто будет проблематично передвигаться.
— Нет, здесь я не вожу и не собираюсь, это слишком страшно для меня. У меня есть личный водитель.
— Что вас больше всего удивило, когда вы в первый раз приехали в столицу России?
— Думаю, сам размер города, он просто огромен. Когда ты попадаешь в большой город, как Нью-Йорк или Лондон, то все, кажется, громоздится друг на друге, здания расположены очень близко, здесь же город как бы растянут, есть большие расстояния между объектами, и мне это нравится. Город сам по себе очень красивый, особенно в такую погоду, как сейчас. Мне очень нравится гулять по Москве.
— То есть в большом городе чувствуете себя так же комфортно, как и в маленьких?
— Могу сказать, что адаптируюсь очень быстро. Мне повезло в моей карьере: я играл четыре года за «Гран-Канарию» в очень маленьком городе Лас-Пальмасе. Мы играли в пяти минутах ходьбы от пляжа, затем я перебрался в Малагу, просто потрясающее место на юге Испании. Потом пришлось серьезно сменить обстановку, когда я уехал в Портленд. Это небольшой городок, очень чистый и уютный, нет преступности, люди и болельщики просто отличные. Сейчас же снова смена обстановки, ведь я никогда не жил в таком большом городе, но я всегда хотел это попробовать, так что уверен, что жизнь здесь мне понравится. К тому же моя подруга должна приехать совсем скоро, где-то через три недели.
— Сейчас редко встретишь спортсмена, который не пользуется Twitter или Instagram, вы же, напротив, в социальных сетях совсем не активны, почему?
— У меня есть аккаунт в Twitter, и мой агент старался меня на него подсадить, может, в этом сезоне я и начну им активно пользоваться. Но в ходе моей карьеры я никогда не был фанатом Twitter, просто он мне никогда особенно не нравился. Я понимаю, что люди его используют, чтобы узнавать новости, общаться, но мне он особо был не нужен, так что я просто держался подальше.
— Есть ли у вас какое-то хобби?
— Гольф, я обожаю в него играть, но не думаю, что в этом году смогу часто себе это позволять. Все-таки когда идет снег, игра в гольф становится проблемой (смеется). Так что это мое второе хобби наряду с автомобилями. Мы с моей подругой также любим ходить по ресторанам, пробовать что-то новое, ходим в кино. Время от времени я играю в видеоигры, но скорее для того, чтобы поддерживать отношения с моими друзьями дома, мы играем онлайн, и это всегда весело.