Димитрис Итудис: Мы не можем клонировать Сашу Кауна
Главный тренер ЦСКА Димитрис Итудис в преддверии старта нового сезона рассказал о трансферной кампании армейцев, встрече с руководством Евролиги, впечатлениях от Евробаскета и отсутствии у него магических талантов.
— Команде предстоит новый сезон, в вашем распоряжении появились новые игроки. Игровые особенности новобранцев сильно повлияют на стиль игры ЦСКА?
— Мы сделали несколько приобретений, но иметь в составе 15–16 игроков — это стандартная практика для клубов, которые ставят перед собой высокие цели и задачи. Многие из них это молодые ребята, чье время мы постараемся увеличить в этом году. Основной задачей на межсезонье было сохранить костяк команды. Двух баскетболистов — Сонни Уимза и Сашу Кауна — нам пришлось отпустить в НБА. Конечно, мы были бы рады, если бы они остались, но это было их решение, и мы не могли этому воспрепятствовать. Все лето мы работали над тем, чтобы найти игроков, которые не только бы соответствовали нашим требованиям, но и хотели бы быть здесь, хотели играть за ЦСКА.
— Прошлый сезон начался для ЦСКА с травм, в этом история повторяется. Уже имея этот печальный опыт и зная возможности костяка ЦСКА, можно сказать, что это облегчает для вас нынешнюю ситуацию?
— Конечно, нет. Травмы это всегда тяжелое испытание и для игрока, и для тренерского штаба, и для менеджмента. Поверьте, нам такой опыт не нужен, но мы вынуждены смотреть в лицо сложившейся ситуации. Нам не повезло на старте прошлого сезона, у некоторых игроков это были хронические травмы. Я не маг, и не доктор Айболит, и игроки тоже не колдуны, которые могут исцелять сами себя. Травмы это часть профессионального спорта, и мы вынуждены с этим мириться. Если ставить вопрос ребром, я скажу больше — лучше столкнуться с травмами сейчас, чем в конце сезона. Если есть зло, которому мы не в силах воспрепятствовать, то лучше пусть это будет сейчас. Мы постарались восполнить потерю Джоэля Фрилэнда, подписав Славу Кравцова. За оперативность стоит отдать должное руководству клуба. Сейчас Слава с нами. Очевидно, что его нынешняя форма отличается от той, в которой находятся остальные игроки. Ему понадобиться время, чтобы набрать необходимые кондиции, вникнуть в нюансы игры, понять нашу философию.
— Получается, что и этот опыт в какой-то степени новый?
— Не бывает похожих травм. Если помните, в прошлом году травмы подкосили всю нашу заднюю линию, теперь же у нас травмировано сразу несколько «больших». Против «Банвита» на предсезонном турнире мы играли без шести игроков. Не было Теодосича и Де Коло, Хряпа, Николс, Коробков и Фрилэнд были травмированы. Так что, травмы это всегда не просто.
— Со всем уважением к игрокам, покинувшим команду в межсезонье, Каун стал самой большой потерей для ЦСКА. То, как он забивал, подбирал, бежал в отрывы, было очень важным элементом в схемах ЦСКА. Фрилэнд игрок иного склада. Вы намеренно выбирали баскетболиста, непохожего по манере игры на Кауна?
— Абсолютно точно. Я первым указал на это. Никто не хотел, чтобы Саша уходил. Прошлый сезон точно был для него самым лучшим в составе ЦСКА за все семь лет, что он здесь провел. Но сейчас его нет в команде, и мы не можем клонировать Сашу Кауна. Можно сделать это на компьютере или на приставке, но мы живем в реальном мире. Нельзя взять и в точности воссоздать все то, что конкретный игрок давал твоей команде. Его силу, рост, скорость, знания, особенности, я могу долго перечислять. Поэтому моя задача создать новую команду, с новыми игроками и новым распределением ролей и игрового времени. Паша Коробков получит больше времени, Кайл Хайнс тоже. Джоэл поможет с его опытом игры в Европе и НБА, у него есть габариты, множество достоинств, но, например, нет каких-то качеств, как у Кауна. Скомпоновать все это сейчас моя главная задача.
— Глядя на то, как вы провели межсезонье, не сложно заметить, что большую его часть вы уделили работе: встречи с игроками, предсезонные турниры, встреча тренеров и руководства Евролиги. Расскажите поподробнее о последней, что там происходило, о чем участники беседовали?
— Никаких секретов. Мы говорили о целом ряде вещей, в том числе о новом календаре Евролиги, как его скорректировать с Евробаскетом. Подробно обсуждали тему судейства, о том, как сделать игру чище. В частности, многие согласились, что ЦСКА показывал в прошлом сезоне очень привлекательный баскетбол, а это как раз то, к чему стремится Евролига. Они хотят создавать продукт, который бы радовал болельщиков. Те в свою очередь, помимо качественных атаки и защиты, хотят видеть талант игроков, их индивидуальность. Для достижения этой цели необходимо качественное судейство, чтобы игра не страдала от множества свистков. Говорю все это с уважением к судейскому корпусу, профессия рефери очень важная часть игры, но они не должны настолько сильно влиять на нее.
— О том, чтобы сменить «Финал четырех» на серию плей-офф не говорили?
— Я упомянул об этом. Уже в который раз сказал, что суть баскетбола состоит в сериях плей-офф, но, судя по всему, в ближайшее время никаких изменений на этот счёт ждать не стоит. Они сказали примерно следующее: «Мы прекрасно понимаем, что „Финал четырех“ — это нечестная система, но кто сказал, что нечестная система не может быть самой лучшей». Так что, во всей этой ситуации присутствует изрядная доля абсурда.
— Среди всего этого расписания было время понаблюдать за матчами Евробаскета?
— Конечно, мы смотрели всей командой в течение предсезонной подготовки. Стараюсь никогда не упускать качественных матчей.
— Что скажете о греческой сборной?
— Скажу, что выглядела команда очень неплохо. Греки показали содержательный баскетбол, собрали всех лучших игроков из возможных, вышли в плей-офф. Что касается дальнейшего поражения, то это баскетбол. Но в целом впечатление благоприятное. Думаю, хорошие результаты придут.
— А что стало главным впечатлением от турнира?
— В который раз мы все мели возможность увидеть аутсайдеров, которые прекрасно знают себе цену, свой уровень и стараются обращать это понимание себе на пользу. Они играют как единое целое, тем самым стараясь бороться с недостатком некоторых качеств, либо с обстоятельствами в целом. У литовцев были большие проблемы с составом, весь турнир они отыграли практически с одним разыгрывающим, который играл помногу и соответственно чаще терял мяч. Но важнее другое, остальные игроки нашли силы и возможность проявить себя и, тем самым, прикрыть имевшиеся слабые места. У Испании была очень хорошая команда, но, согласитесь, отнюдь не сильнейший состав. Здесь, кстати, прослеживается аналогия с вашим вопросом насчет Кауна и Фрилэнда. Это не так, что Каун ушел, а Фрилэнд пришел, и теперь ЦСКА будет хуже или лучше. Нет, это работает иначе. Другие игроки тоже задействованы в этом процессе, это как химическая реакция. Мы должны подождать и увидеть, что из этого получится.
Теперь возвращаясь к Испании. Марк Газоль не играл, Наварро тоже, Рубио, Ибака, Кальдерон. Это пять игроков, каждый из которых мог бы выходить в старте. На начальной стадии испанцы выглядели очень неважно. Их судьбу решило одно очко. Вылетали либо они, либо немцы. Поэтому, анализируя выступление какой-либо команды, нужно, прежде всего, уважать себя и работу, которую проделали игроки, тренеры и администраторы команды. Нужно подходить к делу более аналитически, не делить все на черное и белое, на победу и провал. В этой химии, командном процессе и есть то самобытное, что отличает европейский баскетбол. Результат определяется командными действиями. Главное не индивидуальности, не звезды — команды. Именно это мы пытаемся воссоздать в ЦСКА. Группу людей, которые дерутся, как львы, невзирая на травмы, обстоятельства, зачастую недостаток сил и какие-то минусы. В этом наша философия.
— Я так полагаю, российская сборная не поразила воображение?
— Ну, конечно, команда могла выступить лучше. В трех матчах исход решили одно-два владения. В чем-то это схоже с ситуацией в группе, где играла Испания. Вмести с ними были Сербия, Италия, Турция, Германия. Немцы выглядели очень неплохо, но в итоге вынуждены были покинуть турнир на начальной стадии. Теоретически у России была самая слабая группа, но в свою очередь отсутствовали значимые игроки — Мозгов, Каун, Швед, Карасев. Конечно, это не значит, что нужно опускать руки, но мое кредо всегда было таковым: нужно выходить более взрослым и опытным в любом случае, будь то победа или поражение.
Я уже говорил, что, на мой взгляд, России нужно больше внимания уделять молодежным, юношеским сборным и тому, что эти команды не занимают передовые места в своих категориях. Посмотрите, кто там первенствует: Литва, Хорватия, Босния, Турция, Греция — страны, чья популяция гораздо меньше российской. Россия — страна с многомиллионным населением, должна более бережно и систематично относится к подрастающему поколению, это ведь будущее. В этом я абсолютно уверен.
— Вы никогда не думали о том, чтобы возглавить сборную, не обязательно российскую или греческую — любую?
— На данный момент у меня нет никаких предложений, но если они поступят, я сяду и хорошенько подумаю. И первый человек, с которым я буду это обсуждать, будет президент ЦСКА Андрей Ватутин, поскольку я уважаю наш клуб. И только посоветовавшись с ним я приму какое-либо решение. А до тех пор, пока ничего подобного не произошло, это вопрос из категории «если».