Алексей Еременко: Сын сделал правильный выбор
Легендарный финский футболист поведал о совете Слуцкого, карьере сына и тренерской философии
Летом 2004 года я специально съездил в Котку, куда на гостевой матч со своей командой приезжал легендарный финский футболист Алексей Еременко. Интересное тогда получилось интервью, в котором воспитанник ростовского футбола рассказал о трех попытках покорения Москвы, переезде в Финляндию, о сыновьях Алексее и Романе, которые выходили с ним на поле в составе одной команды. Через 11 с лишним лет Еременко привез на Мемориал Гранаткина юношескую сборную Финляндии.
Слуцкий посоветовал попробовать совместительство.
— На предыдущих Мемориалах Гранаткина с финской командой работали освобожденные тренеры, а вы совмещаете эту работу с руководством клубом «Яро»…
— Для меня самого было неожиданным такое предложение. В Финляндии не так много футбольных тренеров, и те, у кого завершается контракт с клубом, ищут возможность найти работу со сборными разных возрастов. После звонка из федерации месяца полтора держал паузу. Взвешивал, раздумывал, даже с Леонидом Слуцким советовался, когда прилетал в Москву вместе с Романом после сделанной ему операции.
— И что же посоветовал главный тренер ЦСКА и сборной России?
— Посоветовал попробовать совмещать два поста. В сборной ты не чувствуешь пульса жизни команды, как в клубе, работаешь с разными футболистами, а это интересный опыт.
— Сам Слуцкий не жаловался на трудности сегодняшнего бытия?
— Коль он согласился на совмещение, то наверняка продумал все изначально. Он же не враг себе! Слуцкий — современный тренер, эрудированный, открытый в общении, имеющий свое мнение и не боящийся его отстаивать.
— Импонирует ли вам его стиль жизни, в котором есть место участию в КВН и исполнению рэпа на свадьбе своего бывшего футболиста?
— Мне это очень нравится. Когда тренер заканчивает свою работу, он волен развлекаться, как ему хочется. Кто сказал, что нужно быть застегнутым на все пуговицы? От того, что Слуцкий выходит на сцену, хуже тренировать ЦСКА и сборную России он не будет. На нем сейчас колоссальная психологическая нагрузка, и такая разрядка, возможно, идет на пользу. Да и смотрится он классно!
Больше, чем отпущено, отыграть невозможно
— Вы играли в футбол до 45 лет. Сыновья собираются следовать вашему примеру?
— Больше, чем тебе отпущено, отыграть невозможно.
— После ухода из «Рубина» ваш старший сын поиграл в «Кайрате», шотландском «Килманроке» и завершил прошлый год у вас в «Яро». Сможет ли он выйти на новый виток карьеры?
— Легко. Я ведь вижу, как он играет. Сейчас Алексей ищет команду, хотя, конечно, после полученной в игре за сборную травмы выйти на прежний уровень ему нелегко.
— После «золотого матча» в Раменском осенью 2007 года игравшего тогда за «Сатурн» Алексея избили неизвестные. Этот эпизод связан с гонкой за чемпионство, которую вели «Зенит» и «Спартак»?
— У меня нет такой информации. Но этот эпизод заметно повлиял на карьеру Алексея в сборной Финляндии, хотя и после случившегося его туда регулярно вызывали. Просто в отборочном цикле Евро-2008 у финнов были реальные шансы на выход в финал, и Алексея очень не хватило в решающем матче в Португалии.
— Известно, что большой интерес к Роману Еременко проявлял «Зенит»…
— Его переход в питерский клуб для меня стал бы праздником. Прыгнул в «Аллегро», посмотрел, как играет сын, — и в тот же день обратно. Не нужно летать, проходить контроль в аэропортах. Просто «Зенит» проявлял интерес, как, кстати, и некоторые московские клубы, а ЦСКА сделал конкретное предложение.
— Неужели армейцы предложили лучшие условия, чем «Зенит»?
— Нет. В других клубах Роман бы мог зарабатывать больше. Руководители ЦСКА так ему во время переговоров и сказали, а в качестве аргумента в свою пользу показали стенд с завоеванными трофеями. Считаю, что сын сделал правильный выбор. В ЦСКА он на своем месте, а для футболиста очень важно найти именно свою команду.
— Для сыновей иной карьеры, кроме футбольной, вы не видели?
— Когда Леша появился на свет, нам с женой было по 19. Сами еще дети. С двух лет брали пацана на базу, он вырос там. Первой игрушкой был мяч. Естественно, мне хотелось научить парня всему, что умел сам: показывал финты, ставил удар.
— С Романом та же история?
— Его я вообще к футболу не приваживал. До шести лет парень каратэ занимался, и все стены в его комнате были обклеены портретами Брюса Ли. В 1994-м Рома вместе со мной и старшим братом смотрел трансляции с чемпионата мира в США. После этого разорвал все плакаты и твердо заявил: «Я тоже буду футболистом!»
— В одном из интервью признанный по итогам прошлого года лучшим спортсменом в командных видах в Финляндии Роман сказал, что ваш младший сын Сергей — самый талантливый в семье Еременко…
— У парня хорошие задатки. И еще мне очень нравится характер Сергея. Ему сложнее, чем братьям. В Финляндии все его сравнивают с Ромой и Лешей. Да еще и папа — тренер! Нужно соответствовать фамилии. Могу сказать, что у младшего сына отличное чувство мяча, видение поля и работоспособность. Если не будет останавливаться, вырастет в хорошего футболиста.
Идеи Бескова актуальны и сегодня
— В Россию вас работать не зовут?
— Мне хотелось пройти необходимые тренерские университеты в Финляндии. Там есть возможность спокойно поработать, попробовать реализовать на практике свои идеи. Дают время, чтобы исправить ошибки. Даже вылет из высшего дивизиона не стал для меня роковым.
— В России, да и во многих других странах, невозможно представить себе ситуацию, при которой тренер вылетевшей из высшего дивизиона команды сохранил за собой свой пост…
— У меня контракт с «Яро» с открытой датой. Клуб может разорвать его в одностороннем порядке, и я могу уйти, известив руководство заблаговременно. Если какой-то клуб захочет пригласить меня сейчас, придется платить за трансфер, как и в случае с футболистом. В вылете команды из высшего финского дивизиона руководство не посчитало виновным тренерский штаб. Все понимали, что у нас самый маленький в лиге бюджет и очень много молодых футболистов. Скорее, удивительно, что мы так долго играли в элите. Для меня дело чести вернуть «Яро» в высший дивизион.
— Вам сейчас 51, время для серьезных тренерских дел…
— Пожалуй, уже готов к ним. Рискну применить свои знания и опыт не только в российском чемпионате, но и в европейских.
— В европейском футболе применимы сегодня методики Константина Бескова, Валентина Иванова, Анатолия Бышовца, у которых вы тренировались в «Спартаке», «Торпедо» и «Динамо»?
— Идеи Бескова фактически и проповедую в своей тренерской работе. Хотя «Яро» и вылетел во второй дивизион, но команду нашу отличал креативный подход к футболу. Мы старались радовать своей игрой зрителей. Хотя меня упрекали: зачем, мол, так играешь, если у тебя нет соответствующих исполнителей? У меня на это был один ответ: где гарантия, что мы будем брать очки, «припарковав автобус» у своей штрафной? Лучше уж сыграть в футбол. Конечно, мне хочется побеждать, но для этого нужен хотя бы забивной нападающий, а он денежек стоит. Знаю, что могу научить играть в футбол, но забивать за него сейчас уже не смогу.
— Какая из современных европейских команд более всего соответствует бесковскому стилю?
— «Барселона», которая по контролю мяча превосходит любого соперника. Выше каталонского клуба для меня сейчас никого нет.
— В бытность футболистом вы думали на поле по-русски. А как тренер?
— На английском. Даже конспекты тренерские веду на нем. В «Яро» довольно много легионеров, и нужно, чтобы тренера понимали все. Естественно, с местными футболистами беседую на шведском. Городок наш расположен на самой границе, и финны у нас шведскоговорящие. По-русски по ходу игры и тренировок беседую только со своим помощником Умаром Мархиевым, который переехал в Якобстад и вот уже четыре года помогает мне в работе с «Яро». Если меня что-то не устраивает в игре команды, говорю ему на понятном только нам языке, а уж потом перехожу на английский.