Элвер Рахимич: «ЦСКА соберется и сметет всех»
Обозреватель «Спортфакта» Борис Левин еще в понедельник пообщался с легендарным ЦСК-овским Папой — в день его 40-летия. А почему интервью было сдвинуто на сутки, вы поймете из первого же ответа.
Даже если бы захотел быть строгим, не получилось бы
— Элвер, я поздравляю вас с круглой датой. Как празднуете?
— Никак. 40 лет не нужно праздновать, поэтому никаких отмечаний. Вообще. И давайте интервью сделаем на завтра, чтобы оно не было приурочено к дню рождения.
— Договорились. Но на поздравления-то хоть отвечаете?
— Да, конечно. Хорошие люди звонят, поздравляют – отвечать надо.
— Поведайте нашим читателям, чем сейчас занимаетесь?
— Работаю в школе ЦСКА, тренирую ребят 1999 года рождения вместе с Максимом Эдуардовичем Боковым.
— Как, по собственным ощущениям, получается?
— Вроде бы все неплохо. Расту как тренер вместе с командой. Тем более, что напарник очень хороший, с немалым опытом именно такой работы.
— В общем, открыли в себе талант педагога?
— Ну, об этом пока рано говорить, но мне нравится.
— И как, строгий вы педагог?
— Разве вы меня не знаете – как я могу быть строгим (улыбается)? Даже если бы захотел, не получилось бы.
Хочется и первые места выигрывать, и смену для Слуцкого подготовить
— Есть среди ваших подопечных будущие Головины?
— Конечно. Пара-тройка ребят вполне могут пойти по Сашиному пути – сначала в дубль, а потом и в первую команду.
— Фамилии назовете?
— Нет. Из педагогических соображений это было бы неправильно. Да и знаете как: в юношеском возрасте все может очень быстро поменяться, сегодня один лучше, а завтра совсем другой. Не надо никого обижать.
— На теории матчи первой команды ребятам показываете?
— Нет, мы подробно разбираем собственные игры.
— А есть ли у вас задача играть в том же стиле, что главный ЦСКА?
— Мы бы хотели, конечно, играть, как главный ЦСКА, но стиль во многом определяется подбором игроков. И наша тактика не всегда одинакова – иногда действуем в двух нападающих, иногда – в одного, в зависимости от текущей формы и травм. А также от соперника.
— Какая задача важнее – выигрывать первые места в своих турнирах или готовить футболистов для Слуцкого?
— В идеале хочется обе эти задачи совмещать. А, кроме того, растить не только хороших игроков, но и хороших людей. Причем преданных ЦСКА.
— Вы лично с первой командой связь поддерживаете?
— Само собой. Со многими ребятами общаюсь, на игры постоянно хожу. Правда, из-за собственных тренировок на базу никак не получается заехать, поэтому больше созваниваюсь или списываюсь.
— Что же ваши бывшие партнеры не приготовили вам подарок к 40-летию, проиграв накануне в Санкт-Петербурге?
— Наверное, знали, что праздновать не буду (улыбается). Игра у нас действительно не получилась, особенно в атаке.
Голы Халка получились нелогичными
— Как так выходит: готовятся-готовятся люди к главной игре сезона, выходят на поле – и пшик?
— Это всегда трудно объяснить. Когда я играл, такое тоже бывало: готовишься по максимуму, хочешь выиграть, как никогда, а выходишь — и абсолютно ничего не получается. Знать бы, как с этим бороться – всегда побеждали бы. Но такой всепобеждающей команды нет не только у нас – в мире.
— Вас в свое время часто отряжали на нейтрализацию лидера соперника. Такого, как Халк, можно удержать?
— Если у тебя идет игра, удержать можно любого. И в принципе Вернблум с Халком справлялся. А голы получились нелогичными – один после грубой ошибки в центре поля, другой в результате рикошета при «стандарте». Тут еще и элемент везения сказался – хотя, впрочем, оно пришло к «Зениту» не просто так, питерцы в этот день играли лучше.
— А ЦСКА создал по сути всего один момент…
— Это действительно так. Но я вам вот что скажу: забей в том моменте Вася Березуцкий и все могло развернуться в другую сторону. Футбол – такая игра, что один, даже случайный, эпизод способен перевернуть весь ход матча.
— Насколько это вообще тяжело – переломить неудачно складывающуюся игру?
— Тяжело. В таких случаях без везения не обойтись. А лучшее средство всегда – гол. Пусть даже не самый логичный. Матч в Санкт-Петербурге был крайне тяжелым еще и потому, что состоялся сразу после сборных. Тот же Муса, который был лучшим в ЦСКА в последних играх, лидером команды, после нескольких перелетов был явно не в своей тарелке, остальные тоже вернулись в клуб в разном состоянии и настроении. Это не оправдание – зенитовцы тоже были в своих национальных командах, но когда не пошло при таких обстоятельствах, переломить игру еще труднее, чем обычно.
— Какова в подобной ситуации роль тренера? Он может как-то встряхнуть подопечных?
— Это далеко не всегда в его силах. Леонид Викторович Слуцкий – отличный тренер и мне кажется, что в воскресенье он делал все возможное. Но то был не день ЦСКА.
Те, кто критикуют Акинфеева, пусть сами попробуют встать в ворота
— Как вам кажется, совмещение постов в клубе и сборной как-то мешает Слуцкому?
— Ответить на этот вопрос может только он сам. Со стороны такое совмещение выглядит очень сложным, но мне кажется, что Леонид Викторович справляется.
— Поражение от «Зенита» сильно ударило по чемпионским шансам ЦСКА?
— ЦСКА – такая команда, что подобные поражения делают ее только злее. Уверен, что ребята соберутся и сметут всех. Очень надеюсь, что все оставшиеся восемь игр будут выиграны. Тем более, что Леонид Викторович умеет находить нужные слова для каждого.
— Не мешает ли привыкшим играть одним и тем же составом армейцам приход новых людей? Конкуренция-то имеет и обратную сторону – появление в коллективе недовольных?
— Мне трудно сказать, что сейчас происходит внутри команды, так как я не в ней. Но не думаю, что появившийся у тренеров выбор может как-то идти во вред. Тем более, что в ЦСКА собраны настоящие профессионалы. Да, по себе знаю, что выбор – это головная боль, но куда более приятная, чем латание дыр в составе.
— Кто, кроме Мусы, о котором вы упомянули, сегодня лидер ЦСКА?
— Акинфеев. В воскресенье Игорь тоже это показал, несколько раз выручив команду в первом тайме.
— Но некоторые эксперты вменяют ему в вину первый гол.
— Пусть бы они сами попробовали взять тот удар! Халк пробил настолько сильно и точно, в самый угол, что вратарю могло помочь только чудо.
Уверен, в «Ростове» тоже думают о золоте
— ЦСКА всех сметет, но конкуренты-то будут этому сопротивляться. Кто из них, по-вашему, самый опасный?
— Они все опасны. И «Зенит», и «Локомотив», и «Ростов» вынашивают, уверен, планы на чемпионство.
— «Ростов» выдержит эту гонку до конца?
— Да. Многие считают, что они не выдержат, а «Ростов» от игры к игре набирает очки, посмеиваясь над скептиками. И хоть сами ростовчане постоянно заявляют, что больших турнирных задач у них нет, недооценивать их ни в коем случае нельзя. Курбан Бекиевич Бердыев – очень хороший и очень опытный тренер, он сделает все возможное, чтобы удержать свою команду там, где она сейчас находится. В его «Ростове» четко видна стопроцентная самоотдача каждого игрока в каждом матче, поэтому клуб с Дона — безусловный претендент на первое место.
— Упомянутые заявления – дань суевериям?
— Тут у каждого своя политика. Большие клубы, такие, как ЦСКА и «Зенит», не могут говорить о каком-нибудь другом месте, кроме первого, их просто не поймут. «Ростову» же удобнее так. Но внутри команды, не сомневайтесь, они тоже думают только о максимуме. Да и как иначе, если прошло уже больше двух третей чемпионата, а ты идешь первым? И все же я верю, что в мае мы будем поздравлять ЦСКА, а не «Ростов» или «Зенит».