Гол на все времена Харламова, стена Третьяка, несгибаемость Михайлова. 45 лет Суперсерии-74
45 лет назад состоялась Суперсерия-1974. Московские армейцы стали ее главными героями.
Эту серию в Северной Америке стараются не вспоминать. Потому что сборная Канады, скомплектованная из игроков Всемирной хоккейной ассоциации, проиграла. Нам же негоже забывать первую общую победу над канадскими профессионалами, тем более что команда у них была богатая на звонкие имена, отменно подготовленная и уверенная в своих силах.
46-летний Горди Хоу – «Мистер Хоккей», который завершил было карьеру, но спустя два года подписал контракт с клубом ВХА «Хьюстон Аэрос». Его успели принять в Зал славы в Торонто, на лед он выходил с сыновьями – 25-летним форвардом Марком и 20-летним защитником Марти. 36-летний Бобби Халл в 1972-м котировался как лучший нападающий в НХЛ, он подписал космический по тем временам контракт с «Виннипег Джетс», став первым в истории долларовым миллионером-хоккеистом. 34-летний вратарь Джерри Чиверс покинул «Бостон», с которым дважды завоевывал Кубок Стэнли. В историю вошла его маска, на которой он после матчей рисовал шрамы в местах попадания шайбы.
Рыжеволосый защитник Пэт Стэплтон был знаком болельщикам по Суперсерии-72, как и форварды Фрэнк Маховлич и злой гений сборной СССР Пол Хендерсон. Тренировал это созвездие 39-летний Билл Харрис, изучавший советский хоккей, уважавший нашу школу, знакомый с работами Анатолия Тарасова. Харрис возглавлял сборную Швеции на ЧМ-1972 в Праге и Олимпиаде-1972 в Саппоро. В Японии он едва не остановил сборную СССР, сыграв с ней вничью. 3:3 («Тре Крунур» по ходу матча уступали 0:2 и 1:3). Ему помогали играющие тренеры – Стэплтон и Халл.
Сборную СССР после ЧМ-1974 возглавил Борис Кулагин, наставник «Крыльев Советов». До ухода из ЦСКА он был другом и соратником Анатолия Тарасова. В штаб вошли новый старший тренер московских армейцев Константин Локтев, а также вернувшийся из командировки в Финляндию Владимир Юрзинов.
В Суперсерии-74 приняли участие десять представителей ЦСКА, 9 – «Крыльев Советов», 4 спартаковца, два динамовца и один горьковский торпедовец.
ЦСКА делегировал в сборную Владислава Третьяка, признанного лучшим вратарем на ЧМ-1974, защитников Александра Гусева, Владимира Лутченко, Геннадия Цыганкова, нападающих Владимира Петрова, Бориса Михайлова, Валерия Харламова, Владимира Викулова, Владимира Попова, Владимира Волчкова. Девять из них (кроме Попова) играли в Суперсерии-72. Защитники Юрий Тюрин, его тезка Шаталов, Виктор Кузнецов, нападающие Вячеслав Анисин, Юрий Лебедев, Александр Бодунов, Сергей Котов из «Крыльев Советов» примеряли форму с армейской звездой.
Соперникам предстояло провести восемь матчей – по четыре в Канаде и Советском Союзе. За океаном игры прошли в Квебеке, Торонто, Виннипеге и Ванкувере. У нас – только в Москве, в отремонтированном к ЧМ-1973 Дворце спорта в Лужниках.
Стартовый матч серии, завершившийся вничью 3:3, украсил не только дубль Халла, но главным образом волшебный гол Харламова. Форвард ЦСКА на высокой скорости преодолел полплощадки, обманными движениями клюшкой и корпусом раскидал в разные стороны далеко не последних защитников Стэплтона и Жана-Клода Трамбле и поднял шайбу под перекладину над распластавшимся на льду Чиверсом. До сих пор этот гол возглавляет разные международные хит-парады. Все три шайбы у сборной СССР забросили армейцы – Лутченко, Харламов, Петров.
«Кое-кто у нас недооценил соперника, Петров даже сказал, что много этим ветеранам забивать не надо, однако мы еле отстояли ничью, – вспоминал автор первого гола советской сборной Лутченко. – Поразил Хоу, ему 46 лет, но он атлет, коих поискать, взял Гену Цыганкова «на вилы» и поднял надо льдом, такой силушкой обладал. А локти у Горди очень острые, я на себе ощутил».
Второй матч в Торонто стал парадом ВХА. Если бы не сэйвы Третьяка (он отразил буллит), хозяева могли бы забросить вдвое больше шайб. После двух периодов канадцы вели 3:1. А в начале третьего Петров отправил шайбу под перекладину. Отразившись от туго натянутой сетки, шайба вылетела в поле. За воротами зажглась красная лампочка, однако канадский судья Том Браун гол не засчитал. На следующий день он признал ошибку, извинился. Но счет на табло – 4:1.
В игре номер три, прошедшей в Виннипеге, наши взяли убедительный реванш – 8:5, отгрузив восемь шайб в сетку Дона Маклеода, дублера Чиверса. Больше тренеры канадцев основного вратаря не меняли. По голу на счету капитана сборной Михайлова и Петрова.
«Матч в Торонто я еле доиграл, сил почти не осталось, – вспоминал Третьяк. – Когда в третьем периоде счет стал 7:2, я при смене ворот подъехал к лавке – вдруг заменят, дадут передышку. Нет, мне дали нашатырь, я продолжил играть и пропустил три шайбы подряд. Напомнил о себе Хендерсон, наш злой гений в Суперсерии-72. Он забил две шайбы подряд. Но большего канадцем в Виннипеге не удалось».
Если на своей малой родине Халлу не удалось отличиться, то в Ванкувере он оторвался по полной программе. В первом периоде четвертого матча лидер атак канадцев оформил хет-трик.
«Бросок у Халла просто сумасшедший, может пальнуть как с кистей, так и с замаха, шайбы не видно, – вспоминал Третьяк. – Я стал резко выкатываться ему навстречу, чтобы сократить угол обстрела».
После первого периода хозяева повели 5:2, в конце третьего счет стал 5:4.
– Нужен пятый гол, кто может? – бросил клич Кулагин.
Смог армеец Александр Гусев. Его щелчок по силе и точности вполне мог конкурировать с бросками Халла, у которого шайба летела со скоростью 160 км/ч. Ничья 5:5 в матче, ничья 17:17 при равенстве очков в канадской части серии.
Перед играми в Москве наши тренеры вспомнили о Владимире Викулове, которого многие считали самым техничным игроком советской эпохи. В пятом матче именно с его тонкой передачи Мальцев открыл счет. А победный гол забил все тот же Гусев.
Шестой матч завершился убедительной победой сборной СССР 5:2. Открыл счет Михайлов, закрыл – Харламов. В концовке канадцы, как и в шестой игре Суперсерии-72, утроили охоту на «Легенду №17». Перед финальной сиреной их защитник Рик Лей с кулаками набросился на Валерия. Судьи не успели вмешаться, а наших игроков канадцы не пустили в зону конфликта. Нет, это было форменное избиение. Харламов покинул лед с залитым кровью лицом. Советские хоккеисты отказались пожать соперникам руки.
На пресс-конференции Харрис, обещавший корректный хоккей, не смог вразумительно ответить ни на один вопрос о драке. Объяснив, что не видел, с чего все началось. На следующий день канадцы извинились, конфликт был исчерпан.
В седьмом матче наши хоккеисты досрочно оформили победу в серии. Была зафиксирована ничья, причем третий и четвертый голы забили армейцы Гусев и Михайлов. Халл вместе с сиреной забросил пятую шайбу, дававшую гостям шанс на общую ничью. За воротами Третьяка вспыхнул сигнал бедствия, но рефери гол не засчитал, сообщив, что время игры истекло. Этим рефери оказался… Браун, который не увидел шайбу Петрова в Торонто.
Халл забил свой седьмой гол в серии, но уже второму вратарю Александру Сидельникову. В Москве ему так и не удалось поразить ворота Третьяка. К огорчению телевизионщиков, снимавших документальный фильм «Халл против Третьяка». Они даже выхватили эпизод, как лидер канадцев перед нашими воротами роняет перчатку, бросая вызов вратарю.
Итог Суперсерии-74: четыре победы у сборной СССР, одна – у канадцев, три встречи завершились вничью. Армейцы на этом празднике хоккея сыграли заглавные роли.