Хассан Саид: Я всегда шучу, что родился в России, в ЦСКА
Тренер по физподготовке ЦСКА Хассан Саид рассказал о работе в НХЛ, значении Сергея Федорова в становлении своей карьеры в России, «учителях» русского языка из «Красной Армии», приглашении Алексея Жамнова, работе с Олегом Знарком, увлечении кофе и коллекции бейсболок.
Хассан Саид родился в канадском Ванкувере в пакистанской семье. Играл в хоккей в университетской команде Оттавы. Но в 22 года ему пришлось закончить со спортом из-за травмы. Именно тогда Хассану и поступило предложение попробовать себя в качестве тренера.
«Наставник нашего клуба помогал мне в тяжелый период восстановления после травмы. Он знал, что я любил тему физической подготовки спортсменов и предложил поработать в этом направлении, сказав: «Официально такой должности нет, но мы бы хотели, чтобы ты остался в команде». Первое время было тяжело, так как в клубе были мои бывшие партнеры и с точки зрения авторитета они меня воспринимали иначе. Это был для меня новый вызов», – вспоминает он.
Когда наш герой начал работать тренером, только зародился бум приглашения в команды отдельных тренеров по физподготовке. Сегодня в КХЛ это уже считается нормой, а в некоторых клубах есть даже по два специалиста по ОФП.
«После защиты диплома я начал работать над программой, которая позволяла студентам проходить тренерскую практику в университетских командах. Сегодня этот проект хорошо работает, и я рад, что появилось много сильных тренеров по физподготовке».
Хассан все время повышал свой уровень знаний. Получив высшее образование, он продолжал прокачивать свои навыки. А как-то даже читал лекцию по физическому воспитанию хоккеистов в Новой Зеландии.
«Когда я повышал квалификацию, пройдя два курса по биомеханике и нутрициологии, один канадский профессор предложил мне поработать в его лаборатории. Тогда мне дали возможность понаблюдать за тренировочным процессом национальной сборной Новой Зеландии по регби «Олл Блэкс».
«Я прилетел в Россию с открытой головой и сердцем»
В 2007 году Хассан дебютировал в НХЛ. В «Коламбусе» он работал помощником главного тренера по физподготовке. Тогда он познакомился с легендарным нападающим Сергеем Федоровым, который спустя шесть лет пригласит его работать в Россию. За это время Хассан успел также потренировать в «Атланте» (в 2011 году клуб переехал и поменял название на «Виннипег Джетс»).
«В 2013 году у меня было несколько предложений от разных российских команд. В Канаде мне говорили, что для работы в КХЛ нужно все взвесить. Тогда я продолжал повышать квалификацию и отказался от всех предложений. Но немного позже со мной связался Сергей Викторович. Он мне сразу объяснил, что в Москве все иначе. «Приезжай, если тебе что-то не понравится, будем общаться. Если ты вдруг не сможешь или поймешь, что это не твое, – скажи. Без проблем». Я прилетел в Россию с открытой головой и сердцем, и вот уже девятый сезон здесь. Не ожидал, что так сложится. Мы все время шутим дома с семьей, что если бы кто-то тогда меня спросил, что я буду делать через десять лет, то я бы никогда не поверил, что буду работать в ЦСКА. В одном из самых крутых клубов мира не только в хоккее, но и среди остальных видов спорта».
В России Хассан не только преуспел в работе, но и хорошо выучил русский язык. Тренер признается, что не получал какого-то специализированного образования по русскому языку, его главными учителями стали ребята из «Красной Армии».
«Я с ними провел свои первые четыре сезона в России. Каждый в команде учил меня и терпел. Я благодарен им за это. Начинал я со слов, которые мы используем в тренажерном зале. Там что-то можно было показать, и так было намного легче. И я до сих пор учусь. Сегодня Равиль Амирович (тренер ЦСКА Равиль Якубов) о значении многих слов мне рассказывает. Я люблю заниматься изучением русского языка и не стесняюсь спросить что-то. Ведь в любом языке есть свои нюансы».
В «Красной Армии» Хассан работал с Артемом Блажиевским, Павлом Карнауховым, Андреем Светлаковым, Семеном Луговяком. Проходил летнюю подготовку с командой и Артем Сергеев. Специалист легко уловил разницу в работе в Северной Америке и России.
«Естественно, НХЛ и молодежная лига – это разный уровень. Когда ты работаешь с профессиональными спортсменами, должен их поддерживать в психологическом и моральном плане. Здесь надо понимать нагрузку, разные данные игроков и подходить к каждому индивидуально. Тогда не все ребята в возрасте с 16 лет до 21 года понимали, что должны чувствовать через работу. Ведь все тяжелые сборы и тренировки – это их путь, для них все это и делается. Хоккеисты должны понимать, что надо терпеть. Причем, это касалось не только работы в зале, но и питания, восстановления. Но сегодня ситуация другая. Теперь многие игроки летом берут тренера по катанию, прокачивают свои навыки и приобретают новые. Сейчас у многих есть свой тренер, кто-то занимается по индивидуальной программе, и это реально круто. Это хороший шаг вперед для российского хоккея».
Тренер рассказывает, что в первый год работы в России он все время проводил во дворце на Ленинградском проспекте.
«В первый год я был только на Красной площади и больше никуда не успел сходить. Даже выходной я проводил на арене. Готовился к следующей тренировке, всегда ходил смотреть на игры ЦСКА. Условия были очень комфортными. Охранники, уборщики, коллеги, весь клуб – были моей семьей. Это был для меня реальный дом. Самое комфортное место было именно на арене».
В сезоне 2016/2017 «Красная Армия» завоевала Кубок Харламова. Даже спустя несколько лет Хассан вспоминает этот триумф, как одно из самых ярких событий в карьере.
«Нереальные эмоции. Думаю, если бы не эта победа, никто в Канаде не узнал бы, что такое Кубок Харламова. Я понимал и видел все трудности ребят. Некоторые хоккеисты выступали за команду несколько лет. Это Ваня Силаев, который до сих пор играет в «Звезде», это Егор Огиенко. У них был такой шанс – последний год в молодежке. И я искренне рад, что они смогли испытать такие эмоции».
«Долго ли я думал над предложением Сергея Федорова? Конечно, нет»
После успеха «Красной Армии» Алексей Жамнов, который тогда был генеральным менеджером «Спартака», пригласил Хассана попробовать свои силы в КХЛ.
«Я посчитал, что это правильный шаг. Остался в Москве, это было для меня плюсом – знакомый город. Я получил много опыта от работы с Олегом Знарком, он мне доверял. Все помним, что Олег Валерьевич привел сборную России к золоту Олимпиады в Южной Корее. Тогда в команде были сегодняшние армейцы: Андронов, Плотников, Нестеров, Киселевич, Григоренко.
Но я не прекращал поддерживать связь с некоторыми людьми из армейской команды. Постоянно был на связи с Сергеем Викторовичем, мы общались с ребятами, которых я тренировал. Они все для меня по-человечески дороги. Я всегда шучу, что родился в России, в ЦСКА».
После завершения работы в «Спартаке» Хассан был почти уверен, что его карьера в России закончена и собирался возвращаться в Канаду.
«Я уже вел переговоры по поводу работы с несколькими клубами Северной Америки. Но Сергей Викторович снова позвал меня. Он сказал, что начинает свой путь в роли главного тренера и доверяет мне. Долго ли я думал над таким предложением? Конечно, нет. У меня до сих пор в гараже хранится его игровое фото. Как можно отказаться от возвращения в родной клуб и к людям, которых я хорошо знаю и в них уверен?».
Хассан Саид начал работать в ЦСКА в не самый простой период, когда в команде появилось много новых игроков, а на старте сезона красно-синие столкнулись с настоящей эпидемией травм.
«Все сотрудники клуба усиленно работают. У нас идет постоянная дискуссия с тренерами и врачами. Не секрет, что после игр самое главное – восстановление. Плюс надо готовить тех ребят, которые восстанавливаются после травм и не играли какое-то время. Нет стандартных тренировок или упражнений. Это процесс, и он двигается только через разговор с коллективом. Мы пытаемся получать информацию о нагрузке, смотрим за этим и принимаем адекватное решение, как будем продолжать тренировочный процесс
У меня не было в работе каких-то больших сложностей. Я благодарен предыдущему тренеру (Дмитрию Пирожкову). Он большой профессионал, столько раз был чемпионом России. Я пытаюсь продолжать делать ту работу, которую он провел с ребятами».
«Жду чемпионскую бейсболку – она будет самой ценной»
Хассан считает, что Москва отвечает интересам любого человека. И отмечает, что главное – приезжать в столицу, избавившись от каких-то шаблонов — быть открытым к чему-то новому.
Говоря об увлечениях в свободное время, тренер вспомнил, как один из фанатов ЦСКА как-то пригласил его в свою кофейню у метро Маяковская.
«Сергей рассказал мне, где находится вкусный кофе. Меня интересует эта тема. Я пью эспрессо без молока, сахара и какого-то сиропа. Я изучаю, как кофе помогает спортсменам, а кофеин дает организму энергию.
В любом городе есть хороший кофе, но надо его найти. Например, классные кофейни в Петербурге и Риге».
Еще одно из самых сильных увлечений Саида – бейсболки. Его коллекция насчитывает около 500 экземпляров.
«У меня дома маленькая собака, которой очень нравится кусать кепки, поэтому есть проблема с их хранением. Я начал коллекционировать бейсболки, когда стал работать в НХЛ. Я их покупал в каждом городе Лиги. И также приобретал головные уборы команд разных видов спорта. Конечно, у меня есть и кепки ЦСКА. Наверное, штук шесть-семь у меня точно имеется. У меня есть такая привычка – если какой-то период складывается неудачно, я меняю кепку. Иногда это работает.
Я жду чемпионскую бейсболку. Но она придет только через тяжелый труд. И точно будет самой ценной».